На факультете «Экстремальная психология» было проведено научное исследование по проблеме обусловленности профессионального выгорания учителей угрозами психологической безопасности образовательной среды. Деулин Д.В., утверждает, что сегодня трудно переоценить значение эмоционально-психологического давления на работников образовательной сферы, роли различных факторов, которые определяют психологическую готовность педагога к профессиональной деятельности. К сожалению, как замечает Березина Т.Н. отсутствие правильно организованных условий труда и психологически безопасной образовательной среды приводят к «психологической амортизации» учителя. Соответственно, профессиональное выгорание такой категории специалистов становится сложной проблемой и приводит к снижению профессионального долголетия и в конечном итоге - острому дефициту кадров. На профессиональное выгорание педагога больше влияют неудовлетворительные взаимоотношения с коллегами и администрацией, чем взаимоотношения с учениками. Основной целью исследования стало изучение взаимосвязи между компонентами профессионального выгорания и показателями безопасности образовательной среды. Авторы использовали следующие методы: Опросник профессионального выгорания К. Маслач (MBI), метод оценки безопасности образовательной среды для педагога по И.А. Баевой, методы математической статистики (описательная статистика, корреляционный анализ Пирсона. Выборка составила 42 учителя средней школы женского пола из 2 регионов России, средний возраст: 42,2 лет.
Создание положительной эмоциональной атмосферы в школе и усиление возможностей учителей выражать мнения и принимать решения, с точки зрения Розеновой М.И., может помочь предотвратить выгорание и увеличить профессиональную долговечность. В рамках проведенного исследования доказано, что снижение безопасности образовательной среды приводит к развитию симптомов эмоционального истощения и угасанию профессиональных достижений. Феномен профессионального истощения связан с отношениями учителей с их коллегами и начальством; уважительным отношением к себе; сохранением личного достоинства; защищенностью от насилия со стороны коллег и администрации. В исследовании показано, что из показателей отношения к образовательной среде наибольшее влияние на выгорание оказывают: эмоциональный компонент (учителю больше не нравится его работа и поведенческий компонент (учитель хочет уволиться); когнитивный компонент (общее представление о работе как способе самореализации) не связан с выгоранием.
Таким образом, заключает Сечко А.В. на профессиональное выгорание педагога больше влияют неудовлетворительные взаимоотношения с коллегами и администрацией, чем взаимоотношения с учениками. Создание положительной эмоциональной атмосферы в школе и усиление возможностей учителей выражать мнения и принимать решения может помочь предотвратить выгорание и увеличить профессиональную долговечность. Выводы авторов исследования демонстрируют важность обеспечения психологической безопасности образовательной среды как ресурса благополучия учителей и удержания их в профессии.
Источник:Berezina, T. N., Sechko, A. V., Deulin, D. V., & Rosenova, M. I. (2025). Impact of safety in the educational environment on professional burnout among teachers. Perspektivy nauki i obrazovania = Perspectives of Science and Education, (1), 692–703. https://doi.org/10.32744/pse.2025.1.44 (https://pnojournal.wordpress.com/2025-2/25-01/)