Отчет о поездке в Индию

 

И снова в Индию

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

Лев Николаевич Толстой.

Прошло чуть меньше года после того, как я впервые в жизни слетал в Индию. Это путешествие отложило в моей голове множество замечательных воспоминаний и потому я с нетерпением ожидал, когда же смогу поехать туда ещё раз.

Неоднократно мне доводилось слышать истории людей, посетивших разные страны, но лишь рассказы путешественников неповторимой и загадочной Индии наполняли моё сердце какой-то особенной энергией и гармонией. Вот и сейчас, после того как за плечами уже был опыт пребывания в Индии, я всё более чувствовал потребность появиться здесь вновь…

…и мне повезло - летом 2012 года, я получил приглашение в один из старейших городов Индии, тот самый Вриндаван, куда имел честь попасть в том году, и вследствие моей слабости к этой волшебной стране, и особому расположению к сказочной деревне, которая со временем всё больше становится похожа на город. Я просто не мог отказаться, тем более что пригласили меня мои старые друзья, лидеры нашей группы, с которыми я уже путешествовал в том году.

Их было двое, и каждый из них хорош по-своему. Рамананда - очень ответственный человек, занимавшийся в нашей группе всеми финансовыми вопросами, ответственный за то, чтоб мы могли наилучшим образом познакомиться с историческими и культурными ценностями города. Передвижения группы по городу, наём транспорта и экскурсоводов, обеспечение группы пищей, которую мы ежедневно сами закупали и готовили в гостиницах - всеми этими вещами занимался он. Он замечательный знаток Индийской культуры и древних ведических писаний, смысл которых заключается в том, чтобы вдохновить человеческое общество жить, применяя разум. В довершение картины, он обладает уникальным титулом и инициирован в ведической культуре духовным титулом «Брахман» - т.е. возвышенный мудрец и невероятных личностных качеств человек.

Второй лидер нашей группы – ещё более духовно продвинутый герой, он блестящий знаток Ведических писаний, Индийской и Ведической культуры (практически, «ходячая энциклопедия»). Он известен как второй за всю историю России человек (а сам он из России), который был удостоен звания Санньяси, т.е. человек, принявший отречённый от мира уклад жизни (проще говоря, монах-отшельник). Он в совершенстве владеет своими чувствами, излучает доброту, спокойствие, уверенность и глубокую внутреннюю, духовную силу. Его имя очень длинное и сложное, каждое слово в нём - результат его жизненных достижений и самолишений (аскез), вкратце я назову его Ананта Госвами. Он отвечал за духовную целостность группы и решал любой глубины и сложности психологические проблемы, заражая группу своим непобедимым энтузиазмом.

Ананта Госвами (слева) и Брахман Рамананда (справа)

Наша группа состояла из разных людей: разный возраст, разные взгляды людей на одни и те же вещи, разный жизненный опыт и положение в обществе, имеющих или не имеющих навыки  путешествия по разным странам  и т.д. Кто-то из них был борцом смешанных единоборств, кто-то бизнесменом, кто-то студентом, кто-то послушником.. Но так как всех этих людей объединяло общее желание проникнуть вглубь культуры и умонастроения Индии, научиться знаменитому индийскому самообладанию (владению собой во всех ситуациях, чему по большому счёту и обучает культура Индии) и познать во всей красе психологию и философию древних Вед Индии, всем этим людям было не сложно найти общий язык, тем более, что под руководством опытных лидеров группы и благодаря распределению обязанностей между членами группы, согласно способностям участников группы, все мы очень быстро перезнакомились и крепко сдружились.

Остановились мы в гостинице, которая милостиво приютила нас и в прошлом году, гостиница под названием Сатьям Дхам - «Золотая Обитель». Гостиница, как гостиница, конечно, но звучит торжественно. Именно оттуда каждый день (который начинался у нас с 4 часов утра) мы совершали путешествия по загадочным тропкам и пыльным улицам Вриндавана, каждая из которых, абсолютно в любом направлении, заканчивалась каким-нибудь чудесным и древним Храмом или другим местом паломничества, коими считают здесь даже Озёра, Реки или Холмы.

Уддхава Кунда (Кунда и Храм при ней) одно из замечательных святых мест.

Уддхава Кунда (сама Кунда вид сверху)

Современному, западному человеку, может показаться  нецивилизованно, или даже немножко дико такое отношение к окружающему его миру, но здесь будет уместно упомянуть, что это оживление, олицетворение, привычное индусам, вместе с тем даёт им глубокое, порой даже личностное отношение, уважение к каждому, конкретному кусочку этой земли. Так, с уважения к своей земле, проявляется уважение к людям, которые на ней живут, что создаёт необычайную атмосферу, которая так притягивает путешественников. Мною было неоднократно подмечено, что жители Вриндавана гораздо менее подвержены стрессу, нежели, например, жители города Москвы, и даже в сложных для них ситуациях стараются найти компромисс, пусть даже на повышенных тонах. Я неоднократно умилялся, глядя на то, как в словах индусов, между которыми естественно, как и между нами вспыхивали конфликты, проявлялось и чувствовалось уважение друг к другу и их ссора и ругань были направлены не на то, чтоб унизить и с удовольствием оскорбить оппонента, как это замечается при конфликте москвичей, но на разрешение конфликта таким образом, чтобы оба остались довольны. И конфликт разрешается удачно, чему свидетельствуют довольные лица бывших участников конфликта.

серьёзный индус

Это владение собой и минимизирование стресса связано так же с тем, что 85% населения Вриндавана вегетарианцы. Животные там чувствуют заботу и ненасилие по отношению к ним, как эта козочка, которая даже будучи привязанной, проявляет спокойствие и улыбается.

улыбающаяся козочка волы
павлин фотогеничный бычок

В наше время идут жаркие дебаты и столкновения взглядов людей, употребляющих в пищу мясо, и вегетарианцев. В этом плане, лично я согласен с Альбертом Эйнштейном:«Я считаю, что вегетарианская диета, хотя бы благодаря ее чисто физическому воздействию на человеческий темперамент, должна в высшей степени благотворно сказаться на судьбе человечества. Ничто не принесет такой пользы человеческому здоровью и не увеличит шансы сохранения жизни на Земле, как распространение вегетарианства». Можно много спорить об этом, но задача моего рассказа не в этом…

Главным проектом Вриндавана является небезъизвестный Кришна-Баларам Мандир. Он был сооружён в 1975 году по инициативе основателя ИСККОН Бхактиведанты Свами Прабхупады- одного из самых известных ведических деятелей современности. Он включает в себя следующие сооружения: Храм Гаудия Вайшнавов (на сегодняшний день он самый популярный во Вриндаване). В Храме Огромная Алтарная комната на 4- 5 000 человек, на территории которой находились красивые Божества, величиной примерно 2 метра. На территории комплекса в первозданном виде сохранены комнаты Шрилы Прабхупады, где он писал свои знаменитые книги, принимал гостей и руководство Вриндавана – сейчас на территории этих комнат находится музей. Домик для приёма гостей, на территории которого так же находится вегетарианское кафе; большая столовая для приёма пищи, вмещающая одновременно около 1 000 человек, половина Вриндавана, в первую очередь нищие ежедневно могут приходить туда и принимать пищу. Небольшой лекционный зал, примерно на 500 человек; красивый сад священного дерева Туласи, которому каждый, проходя мимо, выражал своё почтение и приносил поклоны; небольшой базар, где продают украшения и пищу, предложенную Божествам; усыпальница (Самадхи) Шрилы Прабхупады, выполненная из резного белого мрамора (потрясающие фото этого места можно увидеть в моём предыдущем рассказе о 1-м путешествии в Индию). На территории этого комплекса находится Гошала- особое место в странах Индии, где заботятся о коровах, в том числе больных и старых; в довершение ко всему, там находится Вриндаванский хоспис - место, где ухаживают за больными и стариками, обеспечивая им достойный уход. Масштабы всего этого комплекса, проявляемой там работы и благодарности за неё, пожалуй, сложно переоценить..

Шри Шри Гаура Нитай - Божества Кришна Баларам Мандира Божества Яшоды (Она слева) и Дамодары (Он справа), находящиеся там же

Одним из наиболее запомнившихся мне мест была Шри Вринда Кунда. Это удивительная Кунда (озеро) и небольшой, но красивый Храм Шримати Вринда Деви - Божество, покровительствующее Вриндавану. Нам удалось побывать там несколько раз, в один из дней это было днём, а в другой рано утром. Расположившись на ступенях этого прекрасного дворца из резного камня, мы погрузились в воспевание древних Мантр, и атмосфера стала ещё более волшебной и волнительной в ожидании рассвета. Это была загадочная, необъяснимо-очаровательная гармония, сочетающая в себе красивые мужские и женские голоса, искусно воспевающие сладостные гимны Древних Мантр, и доносящиеся звуки музыкальных инструментов. Несколько человек зажгли небольшие фитильки и разложили их по каменным ступенькам, постепенно нисходящим в воды прохладной Вринда Кунды - так очаровательный вид этого места достиг совершенства, а все кто находились там, испытывали от происходящего какое-то несказанное, необъяснимое счастье...

Шри Вринда Кунда

В этот раз я был ответственен за музыкальное сопровождение, за то, чтоб инструменты всегда были неподалёку. А потом ещё по многочисленным просьбам членов нашей группы, мы ездили по музыкальным магазинам и выбирали инструменты для начинающих музыкантов. Так само получилось, а инструменты были не дорогими. В целом было куплено более десяти Мриданг (барабанов) около 2х-3х фисгармоний (язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент, разновидность гармоники) и бесчисленное количество маленьких музыкальных тарелочек (каратал). Так группа вдохновила меня тем, что осталась неравнодушной к ведической музыке, и я был рад сделать для них что-то приятное. Впервые в жизни я путешествовал за пределы России со своим отцом, которому никогда не смогу отплатить за всё, что он для меня сделал. В путешествиях по пыльным, но сладостным дорогам Вриндавана, проходя вместе через аскезы (сложности, лишения) и радости (ежедневно для всей группы были организованы вкусные вегетарианские пиры), мы стали ещё ближе друг к другу и оттого более счастливы.

я и мой дорогой отец Ваш покорный слуга

Так незаметно даже для меня, пробежали эти без малого 3 недели.. Когда самолёт садился в аэропорту Шереметьево, я испытывал двоякое чувство: с одной стороны я был рад снова прилететь домой, с другой стороны, всё ещё оставаясь на волне эмоций чудесного лесного города Индии, а Вриндаван так и переводится «Леса Вринды» я чувствовал некую печаль уже наступившей разлуки с этим чудесным местом…

Этот небольшой и очень неоднозначный рассказ, может быть полезным для нас. Один из известных писателей XXвека, Леонид Леонов, говорил: «то, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим». В наше время, в обществе существует очень много проблем и в какой-то степени, общество сосредоточенно именно на них. Согласно этой фразе Леонова можно сделать интересный вывод: каждый по отдельности или общество в целом можем поменять здесь и сейчас окружающую нас действительность. И как сделать это? Надо устремить взор на корень всех наших проблем, но не вверх, на количество веток, которые выросли из этого корня.

Корень всех наших проблем заключается в некотором непринятии действительности, или неполном принятии его. Глубину этой идеи сформулировал великий поэт, Булат Окуджава: Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все переживают, как бы чего-нибудь не случилось. Проще говоря, мы не хотим ничего менять, но хотим изменить жизнь к лучшему, а чтобы это случилось, необходимы перемены.

Именно об этом говорил нам уже полюбившийся нам Шрила Прабхупада: Бог не скрыт, просто наши глаза не совершенны и мы не можем видеть Его. Мы можем видеть только при определённых условиях, очень ограниченно, но если наши глаза намазать бальзамом любви к Богу, мы сможем увидеть Его. Бог означает совершенство. Пусть каждый из нас сможет увидеть вокруг себя совершенные вещи, за которые можно благодарить, которыми можно восхищаться, и вдохновлять других. Тогда Божественный город можно будет построить даже в нашем обществе. 

Леонид Кутаев, студент 4 курса факультета экстремальной психологии

Яндекс.Метрика