Аннотация:данная статья предназначена для широкого круга читателей, которые заинтересованы в формировании качественных предпосылок для становления и реализации будущих специалистов различных специальностей. Значительное внимание автор уделяет аспекту профессиональной мотивации, как основной детерминанты становления психологического благополучия. Именно поиск ответа на вопрос о взаимосвязи «мотивации и благополучия» обосновывает актуальность рассматриваемой проблематики
Ключевыеслова: мотив, профессиональная мотивация, психологическое благополучие, профессия, потребности, самореализация.
Современный этап развития общества приводит к переосмыслению жизненных ценностей, непосредственных потребностей и стремлений на этапе формирования и самореализации каждого индивидуума. Каждый человек - уникален и неповторим, однако он является членом общества, которое диктует определенные принципы развития в личности социально-значимых черт. Основа личности закладываются в раннем детстве, но наиболее значимые новообразования личности появляются именно в школьном и студенческом возрастах при непосредственном влиянии семьи и социума.
В данном контексте хотим отметить, что значительное внимание в последние годы уделяется дифференциации профессий на «востребованные» и «ненужные», что несомненно формирует проблему профессионального самоопределения молодых людей, которые только окончили школу и вступили во взрослую жизнь. Важную роль в самореализации играет осознанный выбор профессии. На основании выявления того, что именно детерминирует актуальную профессиональную деятельность человека – условия ситуации или его собственные цели, можно делать заключение о степени активности его в процессе профессионального самоопределения. В терминологическом контексте, профессиональное самоопределение подразумевает непосредственное позиционирование человеком себя касательно принятых в обществе, а также самим человеком, непосредственных критериев профессионализма [3]. Таким образом, можем отметить, что существует непосредственная взаимосвязь между профессиональным самоопределением и профессиональной мотивацией.
Мотивация является непосредственной детерминантой побуждающей человека к конкретным поступкам и действиям. В первой половине XX ст. в зарубежной психологии господствовали психоаналитические взгляды относительно мотивации достижения, согласно которым основные мотивы человека формируются в раннем детстве. Вполне естественно, что такие представления относительно источников формирования амбиций человека и мотивации достижения фактически ограничивали возможности целеустремленного формирования этих черт в более позднем возрасте.
Мотивация подразумевает активное взаимодействие ряда аспектов: физических, поведенческих, интеллектуально – творческих и психических. Благодаря целостности взаимовлияния данных процессов, можно сделать заключение о том, что личность в различных жизненных ситуациях проявляет необходимую решительность [1].
Мотив и мотивация деятельности, в процессе своей реализации в значительной степени детерминируют становление личности в различных жизненных аспектах. При этом, нельзя не уделять внимание и тем факторам, что не только мотивационная сфера, но и волевые аспекты, личностные проявления формируют определенное влияние на процесс гармоничного индивидуального становления человека.
При этом, мотивация, является не единственным аспектом, который влияет на самореализацию человека– поскольку, если человек знает, чего он хочет, то у него есть предпосылки для разработки модели и стратегии поведения, с целью достижения желаемой цели. Следовательно, можем отметить, что профессиональная мотивация в значительной степени обуславливает профессиональное самоопределение.
С нашей точки зрения мы можем заключить что профессиональное самоопределение предопределяет две ветви развития:
- с одной стороны это целенаправленная подготовка – то есть те знания, которые приобретает человек по средству социального становления и получения образования;
- с другой стороны, это собственно целенаправленная подготовка каждой личности [5].
Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н. С. Пряжникова. Анализ литературы, большая опытно-экспериментальная работа позволили Н. С. Пряжникову существенно обогатить теорию и практику профессионального самоопределения. Рассматривая концептуальную идею ученого, можем заключить, что с его точки зрения, приоритетной идеей профессионального самоопределения каждого специалиста является стремление к достижению самореализации в различных аспектах и областях жизнедеятельности[3].
Возникает закономерный вопрос: какую же непосредственную роль играет профессиональная мотивация в становлении психологического благополучия личности?
Исходя из теоретических аспектов, которые были сформулированы по итогам многочисленных исследований, можем заключить, что «психологическое благополучие» - является итогом благополучного разрешения ситуаций, которые определяют поведение, ситуативные решения в рамках достижения благополучия. Опираясь на работы К. Рифф можно утверждать, что психологическое благополучие закономерно включает в себя:
- положительные отношения с различными людьми;
- принятие себя, своей жизни и своих стремлений;
- наличие автономии в своих действиях и компетентности в рамках внедрения изменений в свою жизнь;
- наличие четкой цели и мотивации, которые придают различным сторонам жизни вектор направленности;
- стремление к постоянному личностному росту, как фактору постоянного и динамичного развития [4].
Собственно, первоначальные основы для формирования понимания взаимосвязи между профессиональной мотивацией и психологическим благополучием личности. Нельзя не отметить, что в процессе выбора будущей профессии, человек словно «визуализирует» свою мотивационную структуру в рамках профессионализма. Тем самым формируются предпосылки для понимания степени удовлетворенности потребностей, которые в итоге детерминируют становление психологического благополучия.
В данном контексте, мы можем обосновать свою позицию следующим образом:
- в случае, когда студент осознанно выбирает будущую профессию, преследуя важные для себя цели, то соответственно он удовлетворяет свою потребность в самореализации на жизненном пути;
- в случае же, когда студент не осознанно выбирает профессию или не преследует каких – либо значимых целей в рамках профессионального становления то, следовательно, у него отсутствует должный уровень самореализации, в результате чего под угрозой психологическое благополучие.
Подводя итог, можем отметить, что психологическое благополучие обеспечивает непрерывное движение личности на пути жизненного становления, в то время как профессиональная мотивация задает непосредственное направление личностного роста.
Литература
1. Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. - М.: Норма, 2014. - 385 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 234 с.
3. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
4. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. / Е.А. Климов. - Обнинск, 2013. - 340 с.
5. Махаева, О.А. Я выбираю профессию. // О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. М.: Аспект Пресс, 2016. - 215 с.
6. Сечко А.В., Базаева М.А. Трудовая мотивация менеджеров среднего звена в коммерческой организации.Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 25 марта 2017 г. / кол. авторов ; под ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. — Москва: РУСАЙНС, 2017. — СС.118-122.
7 Сечко А.В., Орехова (Мартынюк) В.А. Модель личностного самоопределения младших школьников в системе безопасности образовательной и общественной среды. Психологическая безопасность образовательной среды: подходы, модели, профилактика / Отв. Ред. А.В. Кокурин, А.В. Литвинова. – М.: Издательство «Авторская мастерская», ИП Федотов Д.А., 2016. - 354 с., С. 80-106.