Воспитание лидерских качеств, как противодействие формирования страхов и тревог у дошкольников, Асрян А.А.

Аннотация:Данная статья ориентирована на формирование базовых представлений о роли формирования и успешной реализации качеств у дошкольников. При этом, значительное внимание уделяется оптимальным формам и методам становления успешного лидера в контексте современных научных представлений. Также, рассматривается аспект роли лидерских качеств, как непосредственного противодействия страхов и тревог у дошкольников.

Ключевые слова:лидер, социальные взаимоотношения, социометрический статус, личность, личностное становление.

 

Постоянная социальная динамика, различные инновационные процессы, формирование принципиально новых взглядов на решение тех или иных общественных задач, ставят передкаждым, без исключения, человеком, новые повышенные требования, связанные с постоянным личностным развитием и самореализацией. Исходя из поставленных социальных задач, мы приходим к выводу о том, что в значительной мере различные инновации ставят соответствующие требования перед подрастающем поколением.

При этом, перед семьей и образовательным учреждением возникает задача в создании оптимальных условий для самореализации и самоопределения личности каждого ребенка, с учетом индивидуальных качеств и особенностей каждого из участников образовательного процесса.  

Особенно актуальным, на наш взгляд, становится вопрос о том, как правильно организовать процесс обучения, чтобы он соответствовал критериям нового стандарта, какие изменения необходимо внести в работу с детьми и какие качества личности необходимо развивать в первую очередь, чтобы дошкольники успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к ним по окончанию обучения в условиях ДОУ. Значительное внимание в данном случае уделяется формированию лидерских качеств, как таковых, которые противодействуют возникновению страхов и тревог.

Для четкого понимания значения и роли формирования лидерского потенциала дошкольника на дальнейшее успешное развитие личности ребенка, нам необходимо рассмотреть теоретические аспекты и ознакомиться с приоритетными понятиями в контексте рассматриваемой проблематики.

Собственно, понятие «лидерство» - представляет собой качественные взаимоотношения доминирования и подчинения в контексте межличностных внутригрупповых взаимоотношений, которые являются приемлемыми для всех участников такого социального взаимодействия [3, c.74]. Важно понимать и учитывать тот факт, что без воздействия и успешного влияния лидеров, любой коллектив невозможно настроить на достижение необходимой цели и решение приоритетных задач. 

Оценивая многолетние исследования, проведенные в данной области, мы пришли к следующему заключению   - «лидер» это по сути своей врожденная способность, которая оказывает значительное влияние на успешную реализацию как каждой отдельной личности, так и коллектива, и общества в целом.

С точки зрения современных психологов, педагогов – лидерские качества каждого ребенка, их формирование, проявление и реализация, во многом обуславливаются не только врожденными качествами дошкольника, но и структурой самого коллектива. К примеру, опираясь на исследования Г.М. Андреевой, в контексте социальных взаимоотношений, можно заключить, что если коллектив состоит из умственно хорошо развитых детей, то вожак обычно умный, инициативный и ловкий ребенок. В тоже время, с точки зрения Е.М. Дубовской, сплоченность детского коллектива, в контексте исследования становления и развития лидерских качеств, определяется отношением числа взаимных связей к общему числу членов коллектива. Поэтому сплоченность является критерием, характеризующим сопротивляемость коллектива неблагоприятным воздействиям социальной среды, критерием защищенности и нравственности.

Сплоченность снижает число стрессовых факторов, является профилактикой правонарушений, улучшает дисциплинированность, творческую активность, способствует развитию самоуправления. При этом, значительную роль в данной области играет процесс оценки социометрического статуса. С научной точки зрения, данный термин был предложен Я. Морено и представляет собой изучение положения человека в социальной группе, с учетом эмоциональных, деловых (учебных) и интеллектуальных связей членов группы [4,c. 181]. При этом, возникает возможность оценки степени воздействия авторитета того или иного ребенка (или группы детей) для остальных участников коллектива.

Таким образом, мы можем заключить, что у дошкольника – лидера, по своему характеру, появляется большая перспектива в сфере успешного личностного развития и самореализации в условиях современного развития общества. В данном случае, подтверждением служит тот факт, что дети – лидеры по своему характеру решительны, ответственны, обладают определенным уровнем авторитета, быстро принимают решения, не боятся сложностей, что является залогом дальнейшего успешного общественного становления.

В чем же заключается практическая деятельность по формированию и управлению коллективом дошкольников, в области формирования лидерских качеств?

В данном аспекте, мы можем выделить следующие стадии работы с детским коллективом, в области рассматриваемой проблематики:

 - формировать у детей четкое и конкретное представление о сути понятий «лидер», «лидерские качества», «личностное развитие»;

 -  помогать детям определить свои сильные и слабые стороны в области реализации лидерских качеств. При этом, целью является совместный поиск продуктивных путей по превращению «слабых» сторон в «сильные»;

 - научить детей определять и активизировать свои скрытые возможности в процессе принятия важных решений и их аргументации;

 - формировать навыки самостоятельного принятия важных решений и умения нести ответственность за предстоящие последствия своей деятельности;

 - формировать навыков активного социального и межличностного взаимодействия, умения продуманно распределить роли, для продуманной и продуктивной деятельности внутри коллектива [3, c. 61].  

Соблюдение данных аспектов будет способствовать снижению рисков возникновения страхов и тревог у дошкольников и будет способствовать становлению гармонии в психо – эмоциональном состоянии детей.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева - М.: «Аспект-Пресс», 2000 - 374 с.

2. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства / Т.В.Бендас // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С. 87 - 97.

3. Васильев В.К. Феноменология лидерства / В.К.Васильев // Общество и политика - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000 - С. 58 - 89.

4.Морозова Ю. А. Лидерство и самореализация личности // Вестн. Волгоградского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2004. - N 5. - С. 179-182.