Статья в журнале «Психология и право» - Взаимосвязь профессионального выгорания с показателями возраста и характеристиками образовательной среды

По результатам проведенных научных исследований профессорско-преподавательским составом кафедры Научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальной психологии» МГППУ была опубликована научная статья в журнале «Психология и право» - Взаимосвязь профессионального выгорания с показателями возраста и характеристиками образовательной среды. (https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2023_n3/Berezina_Deulin_Sechko_Rosenova)

В рамках научного исследования изучалась зависимость профессионального выгорания педагогов средней школы от благоприятности образовательной среды и от возрастных характеристик педагогов. На первом этапе исследовались взаимосвязи профессионального выгорания педагогов с характеристиками возраста; на втором этапе авторы изучали взаимосвязи показателей благоприятности образовательной среды с профессиональным выгоранием педагогов. В результате исследования удалось установить, что из всех возрастных показателей с профессиональным выгоранием коррелируют характеристики биологического возраста (индекс относительного биологического старения, по В.П. Войтенко). Увеличение уровня профессионального выгорания связано с ускорением биологического старения организма педагогов. Связи между показателями календарного возраста, стажа и параметрами профессионального выгорания нами не обнаружено; если таковая связь и имеется, то она может быть только нелинейной.

Проведенное исследование также позволило установить связь между показателями профессионального выгорания педагогов и благоприятностью образовательной среды школы. Снижение безопасности образовательной среды для учителя приводит к развитию у него симптомов эмоционального истощения и редукции профессиональных достижений. Безопасность образовательной среды во многом зависит от администрации, которая организует работу в школе и может использовать принуждение по отношению к педагогу. Эмоциональное истощение возникает в ситуации, когда человек осознает наличие психотического насилия на своей работе и никак не может этому противостоять. Для возникновения редукции профессиональных достижений к осознаваемому принуждению добавляется ощущение несогласия в педагогическом коллективе

Развитие симптома деперсонализации вызывается негативной психологической атмосферой в коллективе, которая создается самим педагогическим коллективом. Сильнее всего влияют чувство равнодушия со стороны коллег и ощущение безуспешности, это сочетание в соединении со стремлением педагога уйти с работы и, возможно, из профессии приводит к возникновению деперсонализации.

Таким образом, создание благоприятной атмосферы в педагогическом коллективе, безопасность образовательной среды, могут способствовать замедлению профессионального выгорания педагогов. Наличие взаимосвязи между профессиональным выгоранием и индексом биологического старения открывает для нас перспективы: через психологическую коррекцию и профилактику профессионального выгорания способствовать замедлению и биологического старения организма

Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2023_n3/Berezina_Deulin_Sechko_Rosenova [Взаимосвязь профессионального выгорания с показателями возраста и характеристиками образовательной среды // Психология и право — 2023. Том 13. № 3]