Международная конференция по теме: «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений»

1 ноября 2011 года, в гимназии 1529 Центрального округа г. Москвы, прошла Международная конференция по теме: «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений» в которой принял участие заместитель декана факультета по научной работе кандидат психологических наук, доцент Поляков Евгений Анатольевич.
 
Организаторы Конференции - Общероссийский Профсоюз образования, Интернационал образования и Московский городской психолого-педагогический университет.
 
Цель Конференции: обозначить причины возникновения и распространения насилия в образовательной среде, прежде всего по отношению к учителям и наметить пути выхода из сложившейся ситуации.
 
В Конференции приняли участие представители Европейского комитета Интернационала образования, Британского Совета в Москве, эксперты по вопросам организации труда и психологической подготовки учителей из Англии, Финляндии и Швеции; делегации профсоюзов образования из Словении, Болгарии, Чехии, Литвы, Белоруссии и Украины; члены Общероссийского Профсоюза образования, Ассоциации лучших школ, народные учителя, победители Всероссийских профессиональных конкурсов педагогического мастерства, представители родительской и ученической общественности, региональных СМИ; психологи, специалисты по правам человека, видные общественные деятели.
 
На Конференции проведено пленарное заседание, в рамках которого были представлены доклады о современных проблемах взаимодействия участников образовательного процесса и мерах по защите прав учителей в России и за рубежом. Затрагивались наиболее острые и злободневные вопросы: причины возникновения агрессии в отношении учителей; какие меры следует предпринять, чтобы остановить распространение агрессии; кто  и как должен защитить учителя от ученической и родительской агрессии; следует ли наказывать  (привлекать к ответственности) учеников за издевательства над учителями; что делать учителям, пострадавших от насилия воспитанников.
 
Также работали дискуссионные площадки (секции) по темам: психолого-педагогическая подготовка, как фактор защиты учителя; правовые механизмы противодействия насилию в образовательной среде; пути и способы предупреждения насилия в образовательной среде; роль СМИ в предупреждении  насилия в образовательной среде; роль учащихся в формировании толерантной среды в школе.
 
Подавляющее большинство выступающих настаивало на необходимости защиты учителя от детей и их родителей, на необходимости создания особых законодательных актов и надзорных служб. Школьник представляется как несомненный агрессор и угроза всему учебному процессу.
 
Меркулова Г.И., заслуженный учитель РФ, Председатель Общероссийского профсоюза образования, Вице-Президент Европейского комитета Интернационала образования рассказала о состоянии российской школы на современном этапе. Она говорила о том, что наше общество все еще не готово защитить учителя, и в настоящее время вопросами безопасности в образовании занимается только Общероссийский профсоюз образования. «Мы должны обратиться к зарубежному опыту, в том числе к законодательству в области образования, которое стоит на страже учителя».
 
Мартин Ромер, Европейский директор Интернационала образования рассказал, что делается в европейских странах для обеспечения безопасности в образовании. Он озвучил цифры: в ЕС 6,6% учителей подвергаются насилию со стороны учеников и их родителей и еще 13% получают угрозы о таком насилии.
 
В ходе выступлений неоднократно звучало несогласие с современным состоянием образования как образовательной услуги. «Учитель не может ассоциироваться с продавцом в магазине, роль учителя существенно выше, на нем лежит ответственность за будущее страны» – Гарифзянов А.Р., учитель химии, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2010». Вместе с  тем, выступающие оспаривали тезис о том, что в деятельности учителя воспитание идет первым пунктом в работе, а обучение вторым.
 
В подавляющем меньшинстве остались те, кто говорил о толерантности в образовательной среде и необходимости учитывать интересы и потребности всех участников образовательного процесса (Е.А. Бунимович, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, уполномоченный по правам ребенка г. Москвы). О необходимости ненасильственной борьбы с насилием говорил О.Е. Хухлаев, кандидат психологических наук, зав. кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ.
 
А.Г. Асмолов, директор ФИРО, академик РАО, член Президиума РАО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ посвятил свое выступление мифам о школьной агрессии, которая появилась не сегодня, а существовала и в советские годы, и с которой работал еще сам Зигмунд Фрейд. Он говорил о незрелости школьника как возрастной особенности, которая существует объективно.
 
В ходе работы Конференции подготовлены рекомендаций в адрес органов исполнительной и законодательной власти всех уровней.
 
Фотогалерея конференции.