Аннотация:В данной статье рассмотрены результаты эмпирических исследований различных российских и зарубежных авторов.Произведен анализ результатов современных исследований, посвященных изучению социальной и личностной тревожности, а также используемых подростками стратегий защитно-преодолевающего поведения, связанных с нею.Изучение современных публикаций позволило выявить необходимость дальнейших теоретических и эмпирических исследований феномена тревожности в подростковом возрасте и его взаимосвязей с копингами и защитами.
Ключевые слова: личностная тревожность, защитно-преодолевающее поведение, социальная тревожность, подростковый возраст.
Проблема изучения тревожности в подростковом возрасте была осознана отечественными и западными учеными сравнительно недавно – в конце прошлого столетия, что было обусловлено двумя основными факторами:
1. негативным влиянием тревожности на психическое здоровье и качество жизни подростков;
2. высоким уровнем распространенности данной проблемы.
В современном научном мире преобладает точка зрения, что тревожность, обладая природной основой (свойства эндокринной и нервной систем) формируется прижизненно под воздействием личностных и социальных факторов.
Многие современные авторы сходятся во мнении, что состояние тревоги — явление не только эмоциональное; оно включает в себя также когнитивные и мотивационные составляющие, формирующие те или иные формы поведения. В настоящее время широко используется понятие «когнитивной модели тревоги», в которую входят, помимо эмоциональных переживаний, определенные когнитивные установки, ожидания, представления о мире. У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Ожидание неудач, как правило, формирует поведение пассивно-оборонительного, избегающего типа [9].
Возможно поэтому, в последнее время особый интерес многих современных зарубежных ученых, ведущих исследования по темам подростковой тревожности, (в частности, M.R. Liebowitz, S.J. Blatt , D.H. Barlow, L.W. Benjamin, , R.M. Rapee , D.C. Zuroff, D.J. Kiesler, H.H. Strupp , J.C. Coyne, J.L. Binder, Т.А. Hart, C.L. Turk, R.G. Heimberg, W.C. Sanderson, P.A. DiNardo, S.M. Turner, D.C. Beidel, D.V. Dancu, D.J Keys ), сфокусирован на социальной тревожности.
По некоторым данным социальная тревожность повышена примерно у трети детей в дошкольном и подростковом возрасте, а очень высокий уровень социальной тревожности и связанные с ним нарушения поведения демонстрируют 10% детей дошкольного возраста и 7% детей подросткового возраста [7].
В последнем десятилетии психологи отмечают двухстороннюю взаимосвязь: социальная тревожность ухудшает межличностные отношения и наоборот, определенные формы интерперсональных отношений закрепляют социальные страхи» [4]. При этом высокий уровень социальной тревожности в детстве, по мнению таких авторов как Beidel, Turner, Peleg является устойчивым предиктором развития тревожных расстройств во взрослом возрасте.
Т.С. Павлова, проанализировав большое количество отечественных и зарубежных исследований социальной тревожности, делает вывод, что данный феномен во взрослом возрасте может привести к коморбидным психическим расстройствам, одиночеству, сексуальной дисфункции, разводам, алкоголизации, суициду, снижению количества социальных связей и социальной поддержки и пр.
По последним данным, полученным зарубежными авторами, один из пиков социальной тревожности в подростковом возрасте приходится на 13 лет, что, вероятно, обусловлено сменой социальной ситуации развития, поскольку в 13—14 лет дети на Западе переходят из средней школы в старшую. Современные отечественные авторы также придерживаются мнения, что подростковый возраст - критический для развития личности ребенка, потому что именно кризисный период подросткового возраста - сензитивный период формирования личности и он определяет пути ее развития в сторону нормального и аномального (соматического, невротического, психотического) .
Результаты исследований J.G. Beck и J. Davila показывают, что люди с повышенным уровнем социальной тревожности: сдержаны в выражении эмоций, не уверены в себе, ориентированы на избегание конфликтных ситуаций и испытывают страх отвержения и неприятия. Перечисленные особенности связаны с переживанием хронического повседневного стресса и депрессивными симптомами. По мнению таких авторов, как D.J Keys ,Т.А. Hart, R.G. Heimberg, C.L. Turk, W.C. Sanderson, P.A. DiNardo, R.M. Rapee, D.H. Barlow, S.M. Turner, D.C. Beidel, M.R. Liebowitz, D.V. Dancu, социальная тревожность оказывает негативное влияние на характер взаимоотношений в семье и осложняет взаимодействие не только с родителями, но и с друзьями, одноклассниками и учителями. Результаты проведенных отечественными учеными исследований показывают, что социальная тревога испытуемых подросткового возраста положительно коррелируется с симптомами депрессии и суицидальных мыслей [8].
Проведенное Ганеевой А.А. эмпирическое исследованиепозволило выявить взаимосвязь психических состояний подростка в ситуации конфликта с механизмами психологической защиты в зависимости от социально-психологического типа личности. Так, подростки тревожного социально-психологического типа в конфликтной ситуации, как правило, пребывают в состоянии злости,обиды, или грусти и используют механизм психологической защиты вытеснение [2].
Арутюнян А.А. считает, что особенности общительности и тревожности подростков соотносятся друг с другом. По его мнению, у подавляющего большинства более общительных подростков низкий или нормативный уровень общей тревожности, тревожности в отношениях со сверстниками и учителями, в ситуациях самовыражения и проверки знаний, оценки окружающими или успешности обучения, менее заметно снижение психической активности, связанное с тревогой. Лишь менее половины из них испытывают тревогу в отношениях с родителями, и у трети повышается вегетативная реактивность из-за тревоги. В отличие от них, половине менее общительных подростков свойственны повышенный или высокий уровень тревожности в отношениях с родителями, в связи с успешностью в обучении и проверкой знаний, а также снижение психической активности в ответ на тревожные факторы среды [1].
Исследованиями Ефремовой Д.Н. установлена взаимосвязь между личностной тревожностью, как одной из индивидуально-психологических характеристик личности и выбором индивидуумом стратегии совладающего поведения при деструктивных эмоциональных состояниях [3].
Российские авторы Л.М. Лучшеваи Е.С. Цитцер, на основе проведенных ими исследований пришли к выводу, что: копинг-стратегии, преобладающие в поведении подростков, имеют связь с общей и личностной тревожностью, которая влияет на выбор копинга в трудной жизненной ситуации, что отражается в эффективности деятельности, достижении поставленных целей, адекватности самооценивания поступков личностью. Выбор стратегии поведения в основном не является направленным на её реальное разрешение, замещается фантазированием по поводу решения и анализа проблемы, не сопровождается активными конструктивными действиями и адаптивными копинг-стратегиями [6].
Анализ результатов ряда исследований отечественных авторов позволил выяснить, что показатель личностной тревожности имеет прямые связи с показателями таких стратегий совладания, как «дистанцирование», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности» и «бегство-избегание». В целом, полученные данные, согласуются с результатами более ранних исследований Т.Л. Крюковой. Чем выше тревожность, тем больше проявляется склонность подростков к использованию эмоционально-ориентированных стратегий совладания со стрессом, что может привести к нарушению психологической безопасности личности. Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим устойчивое развитие личности в подростковом возрасте [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема тревожности и защитно-преодолевающего поведения в подростковом возрасте в настоящее время продолжает оставаться недостаточно изученной и одновременно с этим имеет высокую степень актуальности.
Литература
1. Арутюнян Т.А. Особенности соотношения общительности и тревожности подростков: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.01. - Рязань, 2013. – 228с.
2. Ганеева А.А. Особенности психических состояний подростка в ситуации конфликта в зависимости от социально-психологического типа личности: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук:19.00.07. - Самара, 2013. – 182 с.
3. Ефремова Д.Н. Психологические особенности совладающего поведения личности при деструктивных эмоциональных состояниях:диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01. – Москва, 2012. – 236 с.
4. Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.13. - Москва, 2013. – 174 с.
5. Литвинова А.В., Мириманова М.С. Правовая информированность подростков как фактор психологической безопасности образовательной среды // Психология и право, 2015. – №1. – С. 108-118
6.Лучшева, Л.М.Исследование взаимосвязи тревожности с копинг-стратегиями у подростков // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие : материалы IV Международной научной конференции, Кострома, 22-24 сентября 2016 г. – Т.1. - с. 341-343.
7. Павлова Т.С. Психологические факторы социальной тревожности в детском и подростковом возрасте: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.13. – Москва, 2014. – 171 с.
8. Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тревожности у российских подростков // Психология в России: современное состояние, 2017. - №10(2). - с. 179-191.
9. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России, 2012. - №6 (17). http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php