Психологическая безопасность образовательной среды, Яхновец В.А.

Безопасность – это, в первую очередь, отсутствие опасностей и надежная и своевременная защита от них. Опасность характеризуется дестабилизируемым воздействием в жизнь ребенка и угрожает развитию его личности. Поэтому обеспечение именно психологической безопасности образовательной среды ребенка является крайне актуальной теме.

Актуальность добавляет и тот факт, что, в соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, одним из ключевых результатов перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития является развитие образования. Оно должно быть ориентировано на формирование социально-ответственной и творческой личности, а также человеческого потенциала для гражданина. Развитие такой личности становится возможным исключительно в условиях образовательной среды, отвечающей всем критериям безопасности для физического и психического здоровья, благополучия всех ее участников [7]. 

Образовательная среда школы и ее участники могут быть подвержены как внешним, так и внутренним угрозам. На уровне личности к основным внутренним угрозам относят: внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним — неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп.

На уровне образовательной среды к основным внутренним угрозам относят: негативное отношение к образовательной среде ее участников, нарушение спокойствия и порядка в образовательном учреждении, трудности в общении участников среды, к внешним - чрезвычайные ситуации в социальной, технической и экологической сферах, криминализация общественных отношений.

Обратившись к литературным источникам, отметим, что И.А. Баева характеризует анализируемое нами понятие, как «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, способствующее удовлетворению их потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [2, c.18]. Она же справедливо отмечает, что образовательная среда школы – часть жизненной среды человека, причем одна из самых активных. Но, к сожалению, в настоящее время нельзя утверждать, что «образовательная среда оказалась не защищена от неблагоприятных тенденций общества – криминализации общественных отношений, распространение насилия через средства массовой информации; увеличение численности и расширение спектра социально-незащищенных (малоимущие, мигранты и др.), социально девиантных контингентов и «групп риска» (алкоголики, наркоманы, несовершеннолетние правонарушители и др.)» [3. C.18].

Психологическую безопасность образовательной среды на сегодняшний день можно охарактеризовать следующими элементами:

  1. «сохранность психики ребенка в процессе его образовательной деятельности;
  2. сохранность и целостность личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;
  3. устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);
  4. возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;
  5. состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [4].

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Участники образовательной среды учебного заведения и сама образовательная среда являются как субъектами (обеспечивают ее) и объектами (нуждаются в ней) психологической безопасности, а также и средствами обеспечения ее.

Существует диагностический инструментарий, который применяют с данной целью. С его помощью выработан комплекс методик для оценки психологической безопасности образовательной среды. И сделала это Баева Ирина Александровна - член-корреспондент Российской академии образования, профессор, доктор психологических наук, которая сегодня считается одним из крупнейших специалистов в этой сфере, и определение которой было приведено выще. В настоящее время она преподает в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена. Отметим, что данная оценка проводится с учетом потенциальных угроз и основополагающих характеристик. 

Методики психологической безопасности образовательной среды Баевой представляют собой современные диагностические средства, которые отвечают требуемым показателям качества. Многие основаны на самооценочной деятельности. Это позволяет привлекать в качестве экспертов практически всех участников образовательного процесса. Они сами могут дать оценку обеспечению психологической безопасности образовательной среды в своем учреждении. Это учителя, педагоги-психологи, ученики, социальные педагоги, родители и администрация. Приведенные методики психологической безопасности образовательной среды Баевой способствуют разностороннему и целостному анализу изучаемой проблемы. При этом ведущая роль при обобщении результатов исследования отводится психологу.

В план психологической безопасности образовательной среды должен входить комплекс мероприятий, направленных на максимальное уменьшение риска развития кризисных ситуаций, сохранение здоровья людей, ослабление факторов развития посттравматических стрессовых расстройств.

Данные действия должны включать в себя подготовку персонала образовательной организации и учителей, вовлечение других служб, определение графика работы антикризисных бригад, выявление потенциально опасных ситуаций, связанных с поведенческими и эмоциональными проблемами, которые могут стать факторами уязвимости.

Основными целями профилактики психологической безопасности образовательной среды должны стать выявления слабых сторон, которые могут привести к формированию посттравматических стрессовых расстройств, повышение общей эффективности действий антикризисной бригады. 

В рамках мероприятий по обеспечению психологической безопасности образовательной среды важно формировать доброжелательный климат как на уровне физической, так и социальной среды. Физическая среда подразумевает под собой организацию материально-технического пространства, а социальная включает общепринятые правила и нормы, которые вырабатывают в родительском, ученическом и педагогическом коллективах. Среди эффективных дисциплинарных систем простые и позитивные правила, способствующие пониманию, как вести себя в той или иной ситуации. Они должны легко запоминаться, соответствовать основным социальным навыкам [5, c.23].

В заключение отметим, что учеными и экспертами уже доказана польза от тренинга «Коррекция личностных особенностей» в работе со старшими дошкольниками и с младшими школьниками для изменения некоторых индивидуальных особенностей ребенка путем формирования у них определенных социальных навыков и умений, с помощью которых оказалось возможным повлиять на их поведение в школе. Благодаря этому улучшились некоторые показатели их психологической безопасности.

Психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов.

 

Литература

  1.   Абакумова И. В., Суприянов В. В. Средо-вой подход к проблеме психологической безопасности личности. Методические указания к курсу «Педагогическая психология» для студентов факультета психологии ЮФУ. - Ростов-на-Дону, 2007. 
  2. Архиреева Т.В. Структура и динамика субъективного благополучия младших школьников/XIX Царкосельские чтения: Материалы международной научной конференции. Под общей редакцией В.Н. Скворцова Л.М. Кобрина (отв. ред.) СПб: Изд-во Лен.гос. университета им. А.С. Пушкина, 2015. С. 342-345    
  3.   Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 271 с.; Баева И. А. , Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие. М.: Эконом-Информ, 2009. – 248 с.
  4.   Бедрина В.В., Личутин А.В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия // Преподаватель ХХI век. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-formirovanie-ponyatiya (дата обращения: 27.03.2019).  
  5.   Беляева Т.Б., Беляева П.И. Факторы, влияющие на восприятие учащимися образовательной среды как опасной/Вестник Новгородского университета -Серия «Педагогические науки». 2016, № 5 (96). -С.23-27   
  6.   Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. – 288 с. 
  7.   Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489.