Психологические факторы адаптации подростков в образовательной среде, Шеховцова Т.Г.

Аннотация: Проведено теоретическое обоснование проблемы адаптации подростков старшего возраста в образовательной среде. Представлены результаты эмпирического исследования учащихся колледжа. Показаны взаимосвязи показателей, определяющих процесс адаптации.

Ключевые слова. Образовательная среда, процесс адаптации, старший подростковый возраст.

 

Не смотря на серьезность и распространенность проблемы адаптации подростков в образовательной среде, исследовательская база представлена в достаточно скромных объемах. В существующих научных работах подчеркивается особая важность жизненного периода подростка в образовательной среде: происходит перестройка сознания личности, перемены в социальной ситуации и даже возможно изменение ведущего типа деятельности в кризисные периоды развития, что может привести к снижению порога воздействия негативных влияний окружающей среды на подростка, проблемы в функционировании адаптационных механизмов, формирующихся за счет индивидуальной специфики преодоления кризисных периодов, степени воздействия социальных и психологических факторов.

Адаптация, как психологическое явление, определяется как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в процессе которого гармонизируются требования и ожидания непосредственных участников данного процесса. В современной психологической науке принято считать, что важнейшим показателем эффективной адаптации является соответствие самооценок, притязаний и ожиданий подростка с его фактическими возможностями и реальностью социальной среды [4].

Из практических психологических исследований, затрагивающих поставленную проблему, можно сделать общий вывод, что специфика периода адаптации подростков обосновывается процессом перемены внутренней позиции, концентрация на проблемах самоопределения, необходимостью в неформальном и доверительном контакте со старшими. Субъективные нарушения личностного развития подроста могут привести к дезадаптации подростков в образовательной среде [4, 5].

Эффективность адаптации подростков в большей степени зависит от субъективного восприятия ситуации адаптантом, чем от фактического состояния окружающей действительности. Неудовлетворенность отдельными, незначительными для конкретного индивида факторами, не оказывают влияние на успешность адаптации, при условии, что состояние важных с субъективной точки зрения факторов будет в удовлетворительном состоянии. Значимость факторов будет зависеть от сформированных ценностных ориентаций индивида [1].

Проанализировав исследования психологических детерминант процесса адаптации подростков в образовательной среде, представленных в психологической литературе, напрашивается вывод, что психологические особенности личности индивида определяют специфику адаптационного процесса и его эффективность следующим образом:

  1. Базовые специфические личностные особенности в начале адаптационного процесса;
  2. Состояние индивидуально-личностных характеристик актуальных в конкретный момент каждого из этапов развития;
  3. Изменение внутреннего психического состояния и трансформации личности индивида в процессе адаптации [2, 3].

Приведенная выше классификация максимально полно определяет степень влияния личностных психологических особенностей в процессе адаптации.

Эмпирическое исследование проходило на базе колледжа в Москве, в нем приняли участие 12 человек в возрасте 16 лет. В качестве методов исследования использовались: методика САН, методика выявления тревожности методика Ч.Д.Спилбергера (в модификации адаптация А.Д.Андреева) и методика Даймонда-Роджерса.

         По результатам статистических показателей методики исследования САН, было выявлено, что у исследуемой группы по среднему показателю достаточно однородные результаты. Показатели стандартной отклонения свидетельствуют о том, что максимальный разброс индивидуальных показателей характерен для шкалы «Активность», а минимальный для «Настроения».

         По результатам показателей измерения тревожности Ч.Д.Спилбергера, самые низкие показатели у шкалы «Негативные эмоциональные переживания в образовательной среде». А самые высокие у шкалы «Познавательная активность в обычном состоянии». Это говорит о том, что ученики хорошо адаптировались в учебном учреждении и не имеют негативных эмоций, связанных с образовательной средой. Однако самый высокий показатель стандартной отклонения говорит о том, что не все ученики одинаково спокойно проходят адаптационный процесс. У отдельных учеников возникало больше проблем и, в зависимости от прочих показателей, следует обратить дополнительное внимание на них.

         Анализ результатов, выявленных при помощи методики Даймонда-Роджерса, выявили, что самое низкое среднее значение по группе имеет показатель «Доминирование», а самый высокий показатель «Адаптивность». Это говорит о том, что ученики больше склонны подстраиваться под внешние обстоятельства, чем задавать свои правила. Стандартная отклонение показывает минимальное отклонение у шкал «Приятие других», «Лживость», «Доминирование», а самый большой разброс у показателя «Дезадаптивность».

Изучив полученные результаты, далее следует выявить меру линейной связи между показателями. Для этого будет использован коэффициент корреляции Кенделла.

         Эффективность корреляции как статистического инструмента выражается в возможности определения связи между двумя переменными при помощи коэффициента корреляции. Приведенная таблица критических значений корреляции включает как положительную корреляцию, так и отрицательную.

Таблица 1

Таблица критических значений коэффициента корреляции Кенделла

 

Самочувствие

Активность

Настроение

Познавательная активность. Обычно

Негативные эмоц. Переживания. В обр. среде

Дезадаптивность

 

 

 

,613**

 

Приятие себя

,520*

 

,605**

 

 

Неприятие себя

 

-,551*

-,532*

 

 

Эмоциональный комфорт

,488*

 

,481*

 

 

Эмоциональный дискомфорт

 

-,452*

-,497*

 

 

Внутренний контроль

 

 

-,492*

 

,469*

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

*. Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Положительная или прямая корреляция возникает при одновременном изменении 2-х переменных величин в одинаковых направлениях (в положительном или отрицательном). Отрицательна или обратная корреляция возникает если изменение одной величины приводит противоположному изменению другой.

Таким образом получается, что «Самочувствие» учеников прямо корреляционно «Принятию себя» и эмоциональному комфорту. Данная связь имеет среднюю выраженность. Показатели «Активности» обратны показателям «Неприятия себя» и «Эмоционального дискомфорта», из чего следует, что чем выше показатели последних, тем ниже будет проявляемая учениками «Активность». «Познавательная активность» в личностном восприятии имеет сильную зависимость от параметра «Дезадаптации», можно сказать, что недостаток приспособленности индивида к условиям окружающей среды мотивируют личность к использованию интеллектуальных способностей. «Негативные эмоциональные переживания», возникающие в образовательной среде, имеют прямую корреляцию с «Внутренним контролем», что показывает необходимость обучить подростков приемам саморегуляции для эффективного разрешения эмоционально напряженных ситуаций.

Наибольшую взаимозависимость показала шкала «Настроение», имеющее прямую корреляцию с «Принятием себя» и «Эмоциональным комфортом», а также обратную с «Неприятием себя», «Эмоциональным дискомфортом» и «Внутренним контролем».

Полученные результаты можно объяснить тем, что в подростковом возрасте начинает формироваться новый уровень самоосознания. Его специфическими чертами являются повышение значимости формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия – позволяют оценивать его как уровень, характерный для взрослого человека и зрелой личности.  Ученики очень чувствительны к формированию ценностных ориентаций, т.к. способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности. Образ собственных психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости, индивидуальности приобретает для подростка особое значение. Так принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у подростков все большую социальную направленность.

Литература

  1. Александрова О.В. Психологическая наука и практика образования: современные тенденции // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2009. - С. 121-126.
  2. Латышева М.Н. Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе // Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском центре / Под ред. И Э. Есауленко. - Воронеж, 2010. - Вып.2. - С. 236-240.
  3. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: Автореф. дис. … докт. психол. наук. Самара, 2009. 48 с
  4. Налчаджян А. А.. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 368 с.
  5. Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга / ред. И.В. Дубровина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 400 с.