Взаимосвязь уровней перфекционизма и самоактуализации в структуре личности студента, Саттарова Р.М.

Аннотация:В данной статье отражен один из этапов исследования по выявлению уровня перфекционизма, а также их взаимосвязь с уровнем самоактуализации.

Ключевые слова: самоактуализация, перфекционизм, психологическая структура, студенческая среда,

 

Термины «самоактуализация» и «перфекционизм» являются современными с точки зрения акмеологических исследований. Существует ряд теорий личности рассматривающих самоактуализацию как одну из существенных движущих сил формирования человека. Значительный вклад в разработку данных феноменов внесли зарубежные психологи А. Маслоу, Г. Хьюитт, С. Флетт., Б.Блатт, С. Керр, С. Бернс, Л. Хамачек  и отечественные психологи И.Г., Малкина-Пых, В.А.Бордовский, А.В. Литвинова, Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева, І.А. Гуляс, В.А. Ясная, С.В. Воликова, А.М. Галкина и др.

По результатам выполненного ранее нами исследования, выявлено, что перфекционизм является относительно новой проблемой для отечественной психологии. Перфекционизм как стремление личности доводить результаты своей деятельности до самых высоких стандартов, к самосовершенствованию и безупречности во всем, является сравнительно устойчивой субъективной чертой и имеет сложную психологическую структуру. 

В перфекционизме как личностном стиле или иначе «Я»-адресованном, совмещены экспансивные, поведенческие и мотивационные составляющие. В него входят завышенные изнурительные шаблоны, постоянный ценз и самооценка поведения, а также тяга к безупречности, проявляющиеся по-своему у разных людей.

При перфекционизме, адресованном к другим людям завышены требования и ожидания к другим людям. Этот вид перфекционизма характеризует личность с нереальными стандартами относительно значимых для него людей или его близких, ожидающей от них совершенства и постоянно оценивающей их.

При социально предписываемом перфекционизме появляется потребность во всем соответствовать ожиданиям и стандартам общества. Данный параметрический показатель характеризует личное убеждение о том, что все люди несправедливы и строги в оценке, оказывают давление на личность с целью заставить его быть совершенным.

Многие авторы выделяют два вида перфекционизма: здоровый и патологический, которые рассматривают различные критерии для подобного деления. Объединяют их по совокупности мотивационных, аффективных, когнитивных  и поведенческих критериев.

Возникновение перфекционизма у личности связано с  факторами семейного воспитания в младшем школьном возрасте, а главным, провоцирующим из факторов выдвигается авторитарный стиль воспитания, который сочетает жесткую дисциплину, высокие требования и недостаточную эмоциональную поддержку. Возникновение перфекционизма  у дочерей связано именно с материнским перфекционизмом.

Сознательный перфекционизм формируется в подростковом возрасте, он связан с рядом социально-психологических свойств личности: самоактуализацией, межличностными отношениями, ценностными ориентациями и субъективным благополучием. Однако связи перфекционизма с самоактуализацией, полученные в разных исследованиях неоднозначны, а порой и противоречивы.

Нами были проведены исследования перфекционизма и самоактуализации в студенческой среде Колледжа связи № 54. Были исследованы 62 студента различных групп и специальностей, средний возраст их составил 17, 5 лет.  Эмпирические исследования среди студентов показали, что перфекционизм различается по степени выраженности и видам.

В исследовании были использованы методика на выявление уровня перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта [2] и опросник Самоактуализации САТ. [6]. ( Табл. 1)

Таблица 1.- Уровень  перфекционизма

Подшкалы

Кол-во

Среднее значение

Отклонения

Перфекционизм ориентированный на себя

44

73,48

8,95

Социально - предписанный перфекционизм

44

58,57

7,39

Перфекционизм  ориентированнный на других

44

56,18

14,93

 

По данным таблицы видно, что наиболее выраженным в студенческой выборке является перфекционизм, ориентированный на себя, который на статистически значимом уровне превышает социально предписанный перфекционизм и перфекционизм, ориентированный на других. Это говорит о том, что  студентам свойственно устанавливать более высокие стандарты для себя, чем для других, и легче прощать ошибки и недостатки другим, чем себе; эталоны, которые студенты определяют для себя выше, чем те, которые, по мнению их, устанавливают для них другие люди.

Сходство заключается в том, что для личности с высокими показателями всех составляющих перфекционизма значимым является такой жизненный принцип как «смысл жизни». Основополагающие жизненные принципы личности с высоким уровнем перфекционизма, направленного на себя, связаны с перспективными, глобальными и труднодостижимыми целями, имеющими социальный характер. Для него немаловажными являются устойчивость российского общества, отсутствие в нем различных конфликтов и войн, уважение обычаев и сохранение традиционных и духовных ценностей, то есть, всего того, что соединяет структуру отношений в социуме.

При высоком уровне перфекционизма, ориентированного на других для личности наиболее значимым становится обладание деньгами и материальными благами, а также потенциальная возможность влияния на других и управления ими. Эти индивидуальные потребности часто вступают в противоречия с социальными. Вероятно, такой субъект полагает, что другие многое должны ему, что он незаслуженно обделен и обижен другими.

Для личности с высоким уровнем социально-предписанного перфекционизма наиболее важными являются ценности, характеризующие личность через его отношения с обществом: глубокая эмоциональная связь с близкими людьми, одобрение и почтение со стороны других, а также взаимоотношения с другими. Такой комплект жизненных убеждений свидетельствует о том, что главным для перфекционистов такого вида становится желание во всем угодить другим и заслужить их одобрение.   

Высокий уровень социально-предписанного перфекционизма оказывает влияние на выбор личностью качественных ценностей. Чем выше уровень такого перфекционизма, тем для личности важным становится стремление к уверенности, самостоятельности, защите своего «социального лица», обдуманности своих поступков, трудолюбию, ответственности перед другими людьми и адаптации к меняющимся злободневным условиям. Но социально-предписанный перфекционизм может оказывать позитивное воздействие на один из компонентов психологического благополучия как жизненные цели, т.е. ощущение «навязываемого» совершенства в целом разбивает личное благополучие студентов, но, в тоже время, содействует формированию целей в жизни.

Учитывая, что нами проводилось исследование в области выявления взаимосвязи перфекционизма и самоактуализации личности студента, а также глубокому изучению структуры личностных характеристик – данная статья отражает лишь один из эпизодов данного исследования.

Вспомнив А. Маслоу [5] и его утверждение о том, что самоактуализация это постоянный процесс и стремление человека к реализации своих талантов, нахождения себя в жизни, а параллельно обратить внимание на современные тенденции в обществе, где основной целью является приобщение людей к практической деятельности, в которой люди достигают наивысших результатов – можно обосновать актуальность данного исследования.

В предыдущих исследованиях была обнаружена устойчивая связь, которую можно рассматривать как инвариантное качество студентов –высокий уровень перфекционизма личности [4]. При интерпретации данных по опроснику «Шкала самоактуализации» САТ, во всех испытуемых группах был установлен высокий уровень самоактуализации .

В группах студентов все набрали высокие баллы. Если отталкиваться от средних показателей, то показатели все равно попадают в разряд высоких.

Таким образом, высокий уровень самоактуализации можно считать инвариантным показателем в структуре личностных характеристик студентов и считать его неотъемлемой частью психических регуляторов, влияющих на результаты учебы студентов.

Следующим и основным этапом исследования станет выявление взаимосвязей между выраженностью перфекционизма (его отдельных субшкал) и уровнем самоактуализации. Анализ должен установить, что во всех выборках существует корреляционная связь (r) между «Перфекционизмом ориентированным на других» (ПОД) и уровнем самоактуализации.

Таким образом, данное исследование дает нам основания считать, что очередным инвариантным качеством студентов является высокий уровень самоактуализации. Этот факт позволяет в дальнейшем предполагать, что те или иные показатели личностных характеристик субъекта в данной профессиональной среде напрямую или косвенно являются факторами, влияющими на самоактуализацию личности. Из вышесказанного следует вывод, что данная характеристика находится в «поле зрения» образа студента колледжа, а, следовательно, и в структуре «студента», как личности всецело погруженного в данную деятельность.

 

Литература

1. Бордовский, В.А. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и перфекционизма в структуре личностных особенностей субъекта помогающих профессий / В.А.Бордовский // Человек. Сообщество. Управление. – Краснодар, 2013. – № 2. – С. 5–17.

2. Грачева, И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Фетта / И.И. Грачева // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27,№ 6. – С. 73–89.

3. Ларских М.В. Особенности структуры самоактуализации у лиц с конструктивными и деструктивными типами перфекционизма // Практическая медицина. 2014. № 2. С. 74-78.

4. Литвинова А.В. Саттарова Р.М. Особенности перфекционизма в студенческом возрасте // Психология обучения. 2018. № 6. С. 56-63.

5. Малкина-Пых И.Г. Исследование самоактуализации и перфекционизма в структуре личности // Мир психологии. 2010. № 1. С. 208-217.

6. Маслоу, А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. – 3-е изд. – СПб. [и др.]: ПИТЕР, 2008. – 351 с.

7. Ясько, Б.А. «Личность – деятельность – профессиональная среда» и метасистемный подход / Б.А. Ясько // Социальная психология труда: теория и практика / отв.ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Ин-т психологии РАН, 2010. – С. 101–121.