Проективные методики в изучении психолого-педагогических факторов успешного самоопределения старшеклассников, Олейникова М.В.

Аннотация:в статье раскрывается тема отношения к самоопределению современных подростков. Приводится классификация факторов, влияющих на успешное самоопределение, авторства Климова Е.А. Говорится о том, что существуют определенные психологические характеристики личности, влияющие на успешность профессионального самоопределения. Раскрывается суть проективных методик для изучения особенностей личности выпускников школы.

Ключевые слова: успешное самоопределение, психолого-педагогические факторы, подростки, старшеклассники, проективные методики.

Условия жизни в современном мире меняются очень быстро, меняется и отношение к профессиям. Появляются новые профессии, связанные с высокими технологиями и наукой. Более того, сейчас, в век поверхностного отношения к жизни и процветания digital-культуры многие подростки сталкиваются с тем, что не знают, чего по-настоящему хотят от жизни, и с другой стороны родители, которые выросли в другое время и при других условиях, толкают своих детей к выбору профессии, которая нравится не ребенку, а им самим. В связи с этим повышается риск тяжелого протекания кризиса 21 года, учащения депрессий среди молодых людей и других психосоматических болезней.

У старшеклассников можно выделить психологические свойства и качества личности, способствующие успешному самоопределению. Эти качества можно развивать и воспитывать в определенной среде, добиваясь положительного результата выбора профессии у молодежи.

С развитием общества и производственных отношений усложнялась и проблема профессионального самоопределения, появлялись новые условия, от которых она зависит, поэтому у каждого поколения есть новые нерешенные вопросы, в разрешении которых не сильно может помочь опыт отцов и матерей.

Еще Фромм в своей книге Бегство от свободы писал: я полагаю, что, подчеркивая значение психологического изучения современной обстановки, мы отнюдь не переоцениваем значимость психологии. Основным субъектом социального процесса является индивид: его стремления и тревоги, его страсти и раздумья, его склонность к добру или злу, поэтому его характер не может не влиять на этот процесс. Чтобы понимать динамику общественного развития, мы должны понимать динамику психических процессов, происходящих внутри индивида, точно так же, как для понимания индивида необходимо рассматривать его вместе с обществом, в котором он живет [2].

Существует определение из педагогической энциклопедии, где профессиональное самоопределение представлено как процесс, в ходе которого личность формирует свое собственное отношение к профессиональной деятельности, а также способ, в ходе которого происходит его реализация через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей. Это отношение — часть самоопределения в жизни, вхождения в определенную профессиональную и социальную группу, выбора профессии, образа жизни [4]. 

По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства [3].

Из всех классификаций факторов, влияющих на выбор профессий, нам наиболее импонирует предложенная Е.А. Климовым:

1) Позиция членов семьи. 

Приведём три модели вероятностного развития между семьёй и учащимся в рамках предмета выбора профессиональной деятельности:

а) родители согласны со сделанным выбором ребёнка и содействуют его реализации;

б) семья не принимает участия в профессиональном самоопределении своего отпрыска, тем самым предоставляя ему полную свободу выбора.

в) родители не одобряют выбор ребёнка, обосновывая тем, что данная профессия не отвечает конкретным интересам старших, а также не оправдывает их суждений и не соответствует жизненному опыту.

2) Позиция сверстников, друзей. Дружеские отношения весьма крепки в юношеском возрасте, и порой слово родителей порядком малосущественно по сравнению со словом товарищей, что приводит к тому, что, забывая о своих собственных интересах, юноша/девушка продолжает своё дальнейшее обучение элементарно «за компанию». Заметим, что, даже имея отличные взаимоотношения с родителями, всегда поддерживающими своего ребёнка, они отличаются по позиции в обществе. Подросток ещё не имеет статуса взрослого в отличие от его родителей, что и заставляет его искать одобрения своего выбора среди своих сверстников, которые также стремятся к своему положению взрослого в перспективе.

3) Позиция школьного педагогического коллектива. В умелых руках компетентного педагога любой ученик будет знать, какие предметы ему даются легче, какой профиль в наибольшей степени представляет интерес и какое направление выбрать как для разного рода достижений в учебной деятельности, так и для успешной самореализации. Учитель является своеобразным путеводителем, наставником в подготовке учеников к будущей реальности. Да, он не может наверняка подготовить их ко всем дальнейшим ситуациям и инцидентам грядущего, но он может заложить определённые установки в их сознание, которые помогут им в надлежащий момент без ущерба выйти из трудной ситуации. Априори будет выбран правильный путь в профессиональной среде, если ученик не поддастся большему влиянию других факторов.

4) Личные профессиональные и жизненные планы. Очень часто жизненные планы человека не совпадают с результатами обучения в той отрасли, к которой у него есть определённые способности. Достаточно многократно отказ от любимого дела случается из-за неоправданно низкой материальной платы, что следует из невостребованности выбранной профессии в данное время.

5) Способности. Данный фактор крайне важен в силу того, что ученик может достигнуть весьма значительных результатов, развивая свои способности до поистине серьёзных достижений. Притом следует учитывать способности не только в учебной сфере, но и в остальных: потенциально талант в музыкальной сфере или даровитость в художественной отрасли, вовремя замеченные, могут определить судьбу человека.

6) Уровень притязания на общественное признание является вторым звеном структуры самосознания после представления о своём имени и теле, что позволяет идентифицировать себя среди окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы в выбранной области человек мог развиваться, мог проявлять свою уникальность, таким образом заслуживая общественное признание и уважение. Неправильно выбранная деятельность может привести к депривации реализации притязаний на признание, что приведёт к фрустрации и эмоциональному перенапряжению, к развитию негативных образований.

7) Информированность о той или иной профессиональной деятельности. При выборе того или иного направления необходимо тщательно проверить сведения о выбранной профессии. Данная процедура настоятельна для предотвращения получения искажённой, односторонней либо неполной информации.

8) Склонности — это интересы, подкрепленные определёнными способностями. Что может быть превыше и предпочтительней специальности, подобранной с учётом реальных возможностей личности и её пристрастий? Таким образом, мы видим, что три фактора из восьми зависят от нашего непосредственного окружения: семьи, друзей, учителей. Причём они занимают первенствующую позицию, а, следовательно, являются наиболее существенными [1].

Краткие результаты исследования, проведенного нами в ГБОУ школе № 1321 «Ковчег». Исследование показало, что определенные свойства личности напрямую влияют на успешное самоопределение старшеклассников. Успешное — значит, что выбор падает на профессию, для которой необходимы качества, присутствующие у подростка. Качества личности и отношение к предметам были выявлены с помощью выбранных нами тестов. Так же в выборке присутствуют подростки, которые проявили склонность к одним видам профессий, но чей выбор падает на профессии совершенно других областей.

Проблема разработана достаточно хорошо для того, чтобы была соблюдена необходимая психологическая безопасность в образовании, но новые исследования необходимо проводить в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности.

Целью нашего исследования стало изучение психолого-педагогических факторов успешного самоопределения выпускников школы, сопоставление их с психологическими свойствами учеников и выявление закономерностей успешности самоопределения.

Задачи:

  • Составление библиографии по поднятой проблеме;
  • Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей профессионального самоопределения старшеклассников;
  • Выбор базы для проведения научного исследования;
  • Выбор методик для определения верности выдвинутой гипотезы.

Объект исследования – успешное профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет – психолого-педагогические факторы успешности профессионального  самоопределения старшеклассников.

Проведенный теоретический анализ источников по проблеме исследования позволил выдвинуть основную гипотезу: личные предпочтения старшеклассников влияют на успешность их самоопределения.

Методологической основой проведенного исследования были общенаучные принципы отечественной психологии, в частности принцип детерминизма (С.Л.Рубинштейн) и принцип системного подхода (Б.Ф. Ломов). Исходные теоретические положения базировались на исследованиях проблемы деятельности, выполненных С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, O.K. Тихомировым, В.Г.Асеевым, Д.А.Леонтьевым; проблемы формирования личности Л.И.Божович, И.С.Кона и др., теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. В основу характеристики профессионального выбора легли работы Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, А.К.Марковой, Т.В. Кудрявцева и других.

Методики исследования: Проективная методика Дом; Проективная методика Дерево; Методика Л.А. Йовайши; Анкета, разработанная нами специально для исследования «Персональная оценка школьных предметов». Анкета включает в себя перечень школьных предметов и подразумевает оценку каждого из них по 10-балльной шкале (предмет, который нравится ребенку больше всего оценивается 10 баллами, который нравится меньше всего – 1 баллом). Таким образом мы сможем увидеть, как соотносятся реальные предпочтения старшеклассника в школе с тем, какую профессию он собирается выбрать).

Результаты:

В исследовании приняло участие 52 ребенка, среди которых учащиеся двух выпускных классов и одного 10 класса.

Показатели по методике Л.А.  Йовайши:

      11 из 52 человек склонны к сфере умственного труда;

      6 из 52 предпочитают сферу искусства;

      10 склоняются к сфере физического труда;

      9 проявляют интерес к сфере технических интересов;

      10 человек предпочитают сферу работы с людьми;

      6 человек склонны к сфере материальных интересов.

 

Из 52 детей 7 учащихся показали хорошую сформированность самоопределения, это было выявлено, исходя из данных, полученных из анкеты "Персональная оценка школьных предметов".

Мы предположили, что у определенных детей сферы работы, выявленные с помощью методики Л.А. Йовайши, совпадут с предметами, которые нравятся им больше остальных. Эти дети, по нашему мнению, и обладают хорошей степенью сформированности профессиональной мотивации. Далее нам нужно было выяснить, какие психолого-педагогические факторы присутствуют у этих учащихся. Для этого были использованы проективные методики.

Они являются частью методики "Дом-дерево-человек" (ДДЧ, разработанной американским психологом Дж. Баком.

С помощью него выявляются следующие симптомокомплексы: тревожность, чувство неполноценности, чувство незащищенности, наличие фрустрирующей (конфликтной) ситуации в жизни ребенка, враждебность к окружающим, депрессивные тенденции, трудности в установлении контактов и общении.

Тест является проективным, т.к. ребенок не догадывается о том, что его рисунок будут диагностировать и изучать по нему личность нарисовавшего, а раз стимул является неопределенным, испытуемый проецирует свои представления о дереве, доме (и человеке) и свое отношение к тому, что нарисованные объекты для него символизируют.

Тест проводится очень просто. Ребенку дается стандартный лист бумаги (А4) и простой карандаш или ручка. Лист для рисования складывается пополам, в нашем исследовании испытуемые рисовали только дерево и дом, дерево в левой части листа, дом - в правой.

Согласно инструкции ребенку говорится следующее: "Нарисуй, пожалуйста, дерево и дом как можно лучше. На все вопросы испытуемого отвечается, что рисовать он может как только захочет. Дополнительную информацию дает наблюдение за ребенком во время рисования: за его мимикой, спонтанными жестами, высказываниями, необычными движениями. После проводится качественно-количественный анализ полученных показателей.

Далее происходит разбор рисунка.

У семи учеников, чья профессиональная сформированность оказалась выше, чем у остальных, рисунки оказались похожи. Их характеристика выглядит примерно следующим образом:

Дерево.

  • Корни меньше ствола – тяга к закрытому.
  • Листья-петельки – использование обаяния.
  • Ветви вверх – энтузиазм, стремление к власти.
  • Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться, чувствует себя свободно.
  • Высота кроны ¼ страницы – способность переосмысливать свой опыт, тормозить себя, когда нужно.
  • Линия земли отсутствует – податливость стрессу.

Дом.

  • Рисунок слегка сдвинут вверх, расположение над центром – возможна внутренняя напряженность, чувство недостижимости цели.
  • Дополнительные детали – лестница, ведущая на чердак. Необходимость дополнить свою действительность, потребность в дополнительной упорядоченности, желание контролировать конфликты. Сам чердак не изображен, лестница ведет под крышу – так же говорит о желании отражения конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Испытуемый неприступен, хотя сам может желать сердечного близкого общения.
  • Дым из трубы очень густой – значительное внутреннее напряжение.
  • Окна занавешенные – озабоченность взаимодействия со средой.

Таким образом мы получаем психологический портрет ученика с хорошо сформированным профессиональным самоопределением: он испытывает интерес к недоступному, у него много энтузиазма для движения вперед, он спокойно самоутверждается, способен осмысливать и переосмысливать свой опыт и тормозить себя, когда это необходимо. При этом он испытывает потребность в упорядочивании своей действительности, так как в семье есть определенные трудности, что видно по некоторым рисункам (например, отсутствие трубы на крыше дома - недостаток домашнего тепла в кругу семьи). Это добавляет мотивации найти себя во взрослом мире, вдумчиво выбрать будущую профессию.

 

Литература

1. Давыдов В.В.Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.  - М.: Большая рос. Энциклоп., 1993. – 1471-1473 с.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова М.О. Профориенталогия: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга.2006. – 10-11 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2010. – 304 с.

4.  Фромм Эрих. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2017. – 1 с.