Особенности поло-ролевого поведения у детей младшего дошкольного возраста как фактор первичной социализации, Малименкова О.А.

Аннотация: данная статья, по мнению автора, ориентирована на широкий круг читателей, с целью предоставления основополагающей информации по проблеме реализации первичной социализации у детей младшего дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на терминологическом аспекте понятия «социализация», а также характеризует основные детерминанты поло – ролевого поведения на этапе раннего детства.

Ключевые слова:социализация, поло-ролевое поведение, поло-ролевое воспитание, младший дошкольный возраст, гендерные аспекты, сюжетно  - ролевая игра.

Annotation:this article, in opinion of author, is oriented to the wide circle of readers, with the purpose of grant of fundamental information on issue of realization of primary socialization for the children of junior preschool age. An author accents attention on the terminological aspect of concept "socialization", and also characterizes basic детерминантыof polo - ролевогоbehavior on the stage of babyhood.

Keywords:socialization, semi-role behavior, semi-role education, junior preschool age, gender aspects, with a plot - role play.

 

На сегодняшний день одной из основных проблем общественного развития является проблема поло-ролевого воспитания личности ребенка. Во все времена поведение людей в обществе определяли некоторые нормы и правила. Но для того, чтобы человек придерживался их, необходимо его научить пониманию этих правил и норм.

Психолого-педагогические исследования по вопросу организации работы с детьми дошкольного возраста в аспекте формирования поло-ролевого поведения начали активно развиваться во второй половине ХХ века. До этого отечественная педагогика была бесполой, этого требовала сложившаяся в стране социальная ситуация. Несмотря на это в процессе воспитания детям закладывались традиционные формы поведения. О том, что необходим учёт принадлежности детей к полу писали такие учёные, как Бехтерев В. М., Нечаев А. П., Павлов И. П., Рубинштейн М. М. и др. Более современные исследователи этой проблемы также подчёркивали важность этого вопроса, при этом они учитывали не только значимость принадлежности к полу, но и возрастные особенности дошкольного возраста (в том числе и раннего) при поло-ролевой социализации.

Анализ научно-методической литературы таких ученых как Н.С. Белобородова, Н.Л. Белопольская, В.Е. Каган, Л.В. Коломийченко, И.С. Кон, О. Соломенникова, Н.Е. Татаринцева и других показал, что проблема поло-ролевого поведения у младших дошкольников, несмотря на многолетние исследования в данной области, по-прежнему остается открытой. Отсюда следует, что тема является актуальной. И поэтому актуальной задачей является воспитание у дошкольников поло-ролевого поведения. Развитие этого поведения – важнейшее условие воспитания личности ребенка. От того, как будет сформировано указанное качество, зависит и становление его как представителя определенного пола.

В данной статье будут рассмотрены особенности поло-ролевого поведения у детей младшего дошкольного возраста как фактора первичной социализации. 

Общество на современном этапе развития претерпевает ряд изменений. Этому способствует внедрение новейших инновационных технологий, усовершенствование материально – технического обеспечения, повышение профессионализма и компетентности специалистов различных категорий. Данные новшества нашли свое отражение в социальной потребности в людях интеллектуальных, инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных научных, образовательных, экономических, культурных задач. Действительно, данные качества очень важны для успешной реализации развития различных социальных сфер в современных условиях. При этом, важно понимать, что каждый человек, как личность, должен, в процессе саморазвития и совершенствования профессиональных навыков, пройти длительный путь.

Важнейшим фактором, на наш взгляд, в данном случае выступает гармоничность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, на каждом этапе социальной адаптации. Полноценная реализация всех этих аспектов и задач, на наш взгляд, не возможна без процесса социализации, который непосредственным образом прививает у человека интерес к общению, новым знаниям и непосредственно влияет на дальнейшую жизненную самореализацию. Какой же смысл несет в себе термин «социализация»?

Собственно, термин «социализация» подразумевает процесс становления личности, по средству активного усвоения различных образцов поведения, психологических установок, моделей социальных норм и ценностей, а также различных знаний и навыков, что обеспечивает успешную реализацию индивидуума в данном обществе. Иначе говоря, социализация - процесс, происходящий благодаря непосредственному общению и активному межличностному взаимодействию, что в результате приводит к усвоению личностью нового социального опыта.

Хотим более детально остановиться на этапе первичной социализации. Именно в этот период закладываются основополагающие аспекты развития личности, происходит процесс идентификации своего собственного «Я». В данном контексте значительная роль, как мы уже говорили ранее, принадлежит многим факторам. Особое место в этом случае принадлежит процессу поло – ролевой идентификации. Согласно точке зрения психологов, дети начинают идентифицировать себя и понимать принадлежность к гендеру довольно рано, в возрасте примерно 2,5 – 3 лет.

Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста, можно отметить, что они довольно рано и в значительной степени точно дифференцируют «мужские» и «женские» роли и, несомненно, принимают к себе те, которые соответствуют их полу. Например, мальчиков привлекают роли, которые требуют мужества, героизма: роли моряков, летчиков, военных, 
спасателей, космонавтов и т. п. Девочек – роль мамы, воспитательницы, 
врача, учителя, парикмахера, продавца.

Огромную роль в воспитании и развитии ребенка принадлежит 
сюжетно-ролевой игре. Игровая деятельность является ведущей 
деятельностью детей дошкольного возраста. Она является эффективным 
средством формирования поло - ролевого поведения дошкольников. Именно в игре дети взаимодействуют друг с другом, общаются со сверстниками для 
достижения единой цели, принимая на себя различные социальные роли, 
характерные для мужчин и женщин.

В ходе изучения понятия поло-ролевого поведения в теоретической части, можно сказать, что данным вопросом занимались многие ученые, и почти все из них рассматривают поло-ролевое поведение как социально формируемое, генетически обусловленное и сложное образование, которое проявляется в наличии знаний элементов гендерной культуры, потребности и интересов в адекватном проигрывании половой роли. Поло-ролевое воспитание – это процесс, который направлен на выработку свойств, черт, качеств, а также установок личности, определяющих нужное отношение человека с представителями противоположного пола.

Итак, обобщив, можно отметить, что половое воспитание является комплексом просветительных и воспитательных воздействий на ребенка, направленных на формирование его поло-ролевого поведения. Также это приобщение человека к системе половых ролей, принятой в обществе. В результате формирования указанного поведения ребенок должен в значительной мере овладеть культурой половых взаимоотношений, в основе которой – взаимоуважение, доброта и деликатность, правильно понимать роль женщины и мужчины в социуме.

В данном исследовании приняли участие 12 детей младшего дошкольного возраста (6 мальчиков, 6 девочек) дошкольного образовательного учреждения г. Покров Владимирской области. Целью исследования было выявить уровень поло-ролевого развития у детей младшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

1.) Беседа  с ребенком о половых ролях (А.М. Щетинина, О.И. Иванова) для выявления особенностей  представления  детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях.

2.) Методика  «Нарисуй себя» - для выявления уровня самооценки ребенка.

3.) Методика «Маскулинность-фемининность» Сандры Бем – был применен в форме экспертного рейтинга, т.е. оценка испытуемого по представленным качествам осуществлялась людьми хорошо его знающими (родителями). Данная методика была разработана американским ученым Сандрой Бэм для диагностики социального пола, другими слова, чтобы измерить степень проявления индивидом черт или поведенческих особенностей, традиционно связанных с мужскими или женскими полюсами поло-ролевой идентификации. Таким образом, с помощью данной методики возможно определить степень андрогинности, маскулинности и феминности личности.

Результаты беседы с ребенком о половых ролях (А.М. Щетинина, О.И. Иванова) отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты беседы с ребенком о половых ролях

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Дети

%

Дети

%

Дети

%

Количество детей

2

16,7

8

66,6

2

16,7

Согласно констатирующему эксперименту мы можем заметить, что неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек выявлены у 66,6% дошкольников, 16,7% детей знают, как ведут себя мальчики или девочки, перечисляет их отличительные признаки. Также 16,7% дошкольников знают ряд поло-ролевых функций и позитивно их принимают.

По результатам методики «Нарисуй себя» были получены следующие данные (Таблица 2).

Таблица 2

Показатели результатов «Нарисуй себя»

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Дети

%

Дети

%

Дети

%

Количество детей

3

25

6

50

3

25

Согласно данным можно отметить, что 25% детей четко знают свой пол, называют его признаки. 50% дошкольников свой пол знают, но его признаки называют с трудом. 25% знают свой пол и некоторые его поведенческие и атрибутивные признаки, однако обнаруживают неустойчивое представление о своих социальных поло-ролевых функциях.

По методике Сандры Бем «Маскулинность-Фемининность» были получены следующие данные (Таблица 3).

Таблица 3.

Распределение испытуемых по показателям гендерной идентичности

Девочки

Мальчики

M

F

A

M

F

A

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

0

0

4

66,7

2

33,3

2

33,3

0

0

4

66,7

Из графика следует, что 33,3% мальчиков из всей выборки обладают свойствами маскулинности, у 66,7% мальчиков выявлена андрогинность, особенностей фемининного типа у респондентов мужского пола выявлено не были. 

Черты маскулинного типа у опрашиваемых девочек не обнаружены, 66,6% девочек обладают фемининностью и 33,3% респондентов женского пола имеют особенности и маскулинности и фемининности.

Другими словами, признаки маскулинности больше представлены у обладателей мужского пола, то есть, мальчикам в большей степени свойственно наличие черт, традиционно считающимися в обществе мужскими. У них больше выражены такие качества, как активность, уверенность в себе, агрессивность, эмоциональная сдержанность, решительность, стремление к власти, высокий самоконтроль.Девочкам же, наоборот, в большей степени свойсвенно наличие традиционно женских черт: коммуникативных умений, уступчивости, застенчивости, тревожности, эмоциональности.

Однако, у большинства респондентов мужского и женского пола выявлено сочетание признаков маскулинности и фемининности, то есть, андрогинный социальный пол.

Таким образом, данное исследование показывает, что необходима целенаправленная работа по формированию у большей части участников исследования представлений о поло-ролевом поведении, а так же проведение диагностики с использованием большего количества методик .

 

Литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: МПСИ, 2010. - 416 с.

 2. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медикопсихологические аспекты. Л.: Медицина, 2014. - 160с.

3. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика,2016.- 160с.

4. Кон И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек // Вопросы воспитания, 2015. № 1(2). - C. 54 - 58.

5. Пекина О. В. Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1270-1272.