Оценка неформальной структуры классного коллектива, Комарова М.А.

Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь между характеристиками, создающихся в процессе учебной деятельности, неформальных структур классного коллектива и эффективностью учебно- воспитательного процесса.

В целях изучения и оценки морально-психологического состояния и социально - психологического климата в классных коллективах использовалась компьютерная программа социально-психологического обследования  «Социально- психологический мониторинг». В исследовании приняло участие 25 человек.

Ключевые слова: Классный коллектив, оценка неформальной структуры, социально-психологический климат, морально-психологическое состояние, мониторинг, проблема  формирования взаимодействия школьников в классном коллективе.

 

Актуальность.  В настоящее время многочисленные публикации освещают проблемы организации учебно-воспитательного процесса в новых социально-экономических условиях. Данные исследований [2, 6 ] указывают не только на опасные тенденции в обществе: разрушение национальной культуры и вытеснение духовных ценностей, экономические сложности, деятельность средств массовой информации,  пропагандирующих определенную  идеологию, демонстрируя насилие,  жестокость, порнографию,  способствующих снятию  психологических и нравственных барьеров и  оправдывающих и поощряющих безнравственный образ жизни, что способствует  становлению современной криминальной субкультуры несовершеннолетних  правонарушителей, но и на решающее значение специфики организации учебной деятельности в формировании нравственности и духовного развития у подрастающего поколения.

Как было выявлено в специальном исследовании, 98% несовершеннолетних правонарушителей, попавших в колонию, с первых классов школы имели низкий социальный статус, отвергались одноклассниками и учителями и имели низкую личную заинтересованность в учебной деятельности [2].

Время  обучения в школе действительно является основополагающим  периодом в формировании личности ребенка. В классном  коллективе, с его сложной структурой  отношений, начинают формироваться личностные качества, необходимые для успешной адаптации в жизни: самооценка, уровень притязаний, ответственность, сознательное  отношение к учебной деятельности, доброжелательность, закладываются основы нравственности и ценностные ориентиры, навыки и привычки социально-одобряемого поведения, т. е. закладывается фундамент будущей личности.

Между тем, формирование психологически благополучного, всесторонне развитого поколения,  успешно социализирующегося в обществе,  является чрезвычайно важным для государства, стоящего на пороге технико-технологического прорыва и духовного возрождения нации.

 

Проблема

Коллектив (от лат. colligere-  собирать) - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития[5].

Не каждая малая группа может называться коллективом. Рядом автором выделены характеристики, помогающие определить сообразность функционирования коллектива целям его создания.

И.П. Подласый выделяет ряд признаков коллектива[3]. Среди них:общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности,  отношения ответственной зависимости, рабочее сплочение, моральное единение, общий выборный руководящий орган.

К наиболее важным особенностям коллектива, затрагивающим его социально-психологические характеристики: социально-психологический климат, стиль взаимоотношений между членами коллектива, атмосферу внутри коллектива, относится сплоченность коллектива, характеризующая, насколько защищенными    и причастными к коллективу ощущают себя    члены  коллектива,  проявляют ли они во взаимоотношениях доброжелательность, взаимопомощь и взаимоответственность, способны ли принять здоровую  критику и проявить самокритику.

Уровень сплоченности  и психологический климат в классе опосредованно влияет так же на характер отношения учеников к школе, педагогу,  учебному процессу.

Методика исследования

Межличностные отношения в классном коллективе представляют собой сложную структуру. Поэтому необходимо  изучение и регулирование социально-психологических явлений и процессов, протекающих в классных коллективах, в целях оптимизации управления и организации.

В качестве инструмента для  изучения и оценки морально-психологического состояния и социально- психологического климата в классных коллективах нами была использована компьютерная программа социально-психологического обследования  « Социально- психологический мониторинг» [1].

Для изучения и оценки морально-психологического состояния классного коллектива составляется карта- опросник, в котором каждый ученик оценивается по семи вопросам, 3 из которых отражают оценочныеотношения учеников к правовым и дисциплинарным нормам; 3 вопроса - практику их применения учениками; 1 вопрос - интегрально отражает правовые установки и ценностные ориентации человека, формирующие его морально-психологическую устойчивость.

Для изучения и оценки социально-психологического климата также составляется опросник, в котором ученики  оценивается по семи вопросам, 3 из которых направлены на оценку успешности ученика в учебной деятельности, 3 вопроса – на оценку его личностного статуса; 1 вопрос – на оценку управленческого статуса (авторитетности).

Результаты эксперимента

Обследование  структуры межличностных отношений в классном коллективе 10 «А» класса позволило определить  учебные, личностные и интегральные статусы учеников, уровень удовлетворенности условиями и организацией учебной деятельности, уровень сплоченности, напряженности, конфликтности, взаимности, экспансии ( Табл.1).

Таблица 1. Сводные данные.

Показатель

Профессиональный статус

Личностный статус

Интегральный статус

Сплоченность

0,363

0,318

0,34

Напряженность

0,512

0,595

0,553

Удовлетворенность

0,456

0,546

0,501

Конфликтность

0,355

0,321

0,338

Взаимность

0,373

0,469

0,431

Экспансия

0,444

0,404

0,421

 

 

В коллективе выявлены неблагоприятные межличностные отношения как между учениками, так и с педагогами. Это отражается на эффективности учебно-воспитательной деятельности, провоцирует конфликты, снижает работоспособность и личную удовлетворенность учеников процессом учебной деятельности, что может привести к снижению успеваемости, заболеваемости и травматизму.

Не сформировано активное ядро коллектива, нет баланса формального и неформального межличностного восприятия; существующие группировки негативно настроены по отношению друг к другу, классному руководителю , его распоряжениям; конфликтные ситуации нередки и неслучайны и часто переходят в затяжные или острые. Большинство учеников не чувствуют себя членами коллектива и  не дорожат взаимоотношениями с одноклассниками; стиль руководства не адекватен объективной ситуации, возможностям и ожиданиям классного коллектива. Классный руководитель учитывает преимущественно только формальные стороны взаимоотношений вопреки требованиям конкретной ситуации; учителем часто упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности и ожидания учеников; большинство учеников не удовлетворены организацией и условиями учебной деятельности, стилем руководства и оценкой и стимулированием учебной деятельности.

Взаимоотношения учеников осложнены не только в учебной, но и в неформальной сфере. Формальные и неформальные лидеры коллектива не стремятся к сотрудничеству, а примыкающие к ним группы часто конфликтуют между собой. Критические замечания учеников в адрес друг друга часто носят характер явных или скрытых личных выпадов.

Анализ морально-психологического состояния класса не выявил организованных групп, допускающих возможность нарушения правовых норм. Однако имеются отдельные ученики, поступающие целесообразно личным установкам и убеждениям, которые могут не соответствовать нормам школьной дисциплины.  Ученики: Петрунин, Соковнин, Некрасов при определенных условиях склонны к противоправному поведению, могут допустить различного рода правонарушения. Они демонстрируют гибкость в поступках, декларируют социально-желательные ценности, нужные образцы поведения, оптимально подстраиваясь под ситуацию. Таких учеников следует включить в группу повышенного психолого-педагогического внимания для организации с ними адресной профилактической работы.

Обсуждение результатов

Проведенное исследование  школьного класса позволило выявить  ряд проблем, мешающих эффективной реализации учебно-воспитательного процесса.  Обнаружились скрытно противоборствующие группировки, их лидеры, списки учеников, входящих в эти группы. Выяснилось, что в классе отсутствует ядро учебного коллектива, являющееся опорой для классного руководителя.  Уровень сплоченности коллектива учеников низкий, а уровень психологической напряженности в отношениях между ними средний. Социально-психологический климат в классном коллективе определен по критериям  как неблагоприятный.    

Сопоставление  данных социально-психологического обследования и анализа морально-психологического состояния класса позволяет констатировать, что ученики включенныев группу повышенного психолого-педагогического внимания имеют низкие учебный, личностный и интегральный статус, что может послужить предпосылкой развития делинквентного поведения.

Полученные в ходе исследования данные о совместимости учеников, оптимальных и неоптимальных сочетаний помогут при формирования групп для эффективного выполнения совместных учебных задач.

Полученные данные могут быть использованы педагогами и психологами для совершенствования организации работы с  классным коллективом, оптимизации межличностных отношений  и повышения  качества выполнения возложенных на школьников  учебных задач, а так же в целях профилактики нарушений учебной  дисциплины и делинквентного поведения учащихся.

Выводы

Итак, социально- психологическиехарактеристики неформальной структуры классного коллектива отражают внутренние процессы и явления исследуемого коллектива. Коллектив, в котором отсутствует общая социально значимая цель и общее стремление к ее достижению, признание наиболее авторитетных учеников, помогающих организовать общую деятельность, не способствует формированию позитивного и ответственного отношения учеников  к учебной деятельности, к другим членам коллектива,  к своим личным и общественным обязанностям.

Своевременная диагностика социально-психологического климата и морально-психологического состояния класса позволит оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

 

Литература

1. Марьин М.И. Социально-психологический мониторинг. Методические рекомендации. – 2018.- 34 с.

2. Мигунова Ю.В., Моисеева Т.П. Противоправное поведение несовершеннолетних в аспекте социальной устойчивости// Современные проблемы науки и образования. – 2015.–№2-1.;
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС – пресс , 2004.- 365 с.

4. Сачкова М.Е. Социальная психология образования / Сачкова М.Е. ,Крушельницкая О.Б.,Шнейдер Л.Б. // Москва. 2015 -320 с.

5.С.С. Степанов Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2005- 672 c.

6. Ширина О. А. Перечень личностных качеств младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 108-112.