Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь между характеристиками, создающихся в процессе учебной деятельности, неформальных структур классного коллектива и эффективностью учебно- воспитательного процесса.
В целях изучения и оценки морально-психологического состояния и социально - психологического климата в классных коллективах использовалась компьютерная программа социально-психологического обследования «Социально- психологический мониторинг». В исследовании приняло участие 25 человек.
Ключевые слова: Классный коллектив, оценка неформальной структуры, социально-психологический климат, морально-психологическое состояние, мониторинг, проблема формирования взаимодействия школьников в классном коллективе.
Актуальность. В настоящее время многочисленные публикации освещают проблемы организации учебно-воспитательного процесса в новых социально-экономических условиях. Данные исследований [2, 6 ] указывают не только на опасные тенденции в обществе: разрушение национальной культуры и вытеснение духовных ценностей, экономические сложности, деятельность средств массовой информации, пропагандирующих определенную идеологию, демонстрируя насилие, жестокость, порнографию, способствующих снятию психологических и нравственных барьеров и оправдывающих и поощряющих безнравственный образ жизни, что способствует становлению современной криминальной субкультуры несовершеннолетних правонарушителей, но и на решающее значение специфики организации учебной деятельности в формировании нравственности и духовного развития у подрастающего поколения.
Как было выявлено в специальном исследовании, 98% несовершеннолетних правонарушителей, попавших в колонию, с первых классов школы имели низкий социальный статус, отвергались одноклассниками и учителями и имели низкую личную заинтересованность в учебной деятельности [2].
Время обучения в школе действительно является основополагающим периодом в формировании личности ребенка. В классном коллективе, с его сложной структурой отношений, начинают формироваться личностные качества, необходимые для успешной адаптации в жизни: самооценка, уровень притязаний, ответственность, сознательное отношение к учебной деятельности, доброжелательность, закладываются основы нравственности и ценностные ориентиры, навыки и привычки социально-одобряемого поведения, т. е. закладывается фундамент будущей личности.
Между тем, формирование психологически благополучного, всесторонне развитого поколения, успешно социализирующегося в обществе, является чрезвычайно важным для государства, стоящего на пороге технико-технологического прорыва и духовного возрождения нации.
Проблема
Коллектив (от лат. colligere- собирать) - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития[5].
Не каждая малая группа может называться коллективом. Рядом автором выделены характеристики, помогающие определить сообразность функционирования коллектива целям его создания.
И.П. Подласый выделяет ряд признаков коллектива[3]. Среди них:общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, рабочее сплочение, моральное единение, общий выборный руководящий орган.
К наиболее важным особенностям коллектива, затрагивающим его социально-психологические характеристики: социально-психологический климат, стиль взаимоотношений между членами коллектива, атмосферу внутри коллектива, относится сплоченность коллектива, характеризующая, насколько защищенными и причастными к коллективу ощущают себя члены коллектива, проявляют ли они во взаимоотношениях доброжелательность, взаимопомощь и взаимоответственность, способны ли принять здоровую критику и проявить самокритику.
Уровень сплоченности и психологический климат в классе опосредованно влияет так же на характер отношения учеников к школе, педагогу, учебному процессу.
Методика исследования
Межличностные отношения в классном коллективе представляют собой сложную структуру. Поэтому необходимо изучение и регулирование социально-психологических явлений и процессов, протекающих в классных коллективах, в целях оптимизации управления и организации.
В качестве инструмента для изучения и оценки морально-психологического состояния и социально- психологического климата в классных коллективах нами была использована компьютерная программа социально-психологического обследования « Социально- психологический мониторинг» [1].
Для изучения и оценки морально-психологического состояния классного коллектива составляется карта- опросник, в котором каждый ученик оценивается по семи вопросам, 3 из которых отражают оценочныеотношения учеников к правовым и дисциплинарным нормам; 3 вопроса - практику их применения учениками; 1 вопрос - интегрально отражает правовые установки и ценностные ориентации человека, формирующие его морально-психологическую устойчивость.
Для изучения и оценки социально-психологического климата также составляется опросник, в котором ученики оценивается по семи вопросам, 3 из которых направлены на оценку успешности ученика в учебной деятельности, 3 вопроса – на оценку его личностного статуса; 1 вопрос – на оценку управленческого статуса (авторитетности).
Результаты эксперимента
Обследование структуры межличностных отношений в классном коллективе 10 «А» класса позволило определить учебные, личностные и интегральные статусы учеников, уровень удовлетворенности условиями и организацией учебной деятельности, уровень сплоченности, напряженности, конфликтности, взаимности, экспансии ( Табл.1).
Таблица 1. Сводные данные.
Показатель |
Профессиональный статус |
Личностный статус |
Интегральный статус |
Сплоченность |
0,363 |
0,318 |
0,34 |
Напряженность |
0,512 |
0,595 |
0,553 |
Удовлетворенность |
0,456 |
0,546 |
0,501 |
Конфликтность |
0,355 |
0,321 |
0,338 |
Взаимность |
0,373 |
0,469 |
0,431 |
Экспансия |
0,444 |
0,404 |
0,421 |
В коллективе выявлены неблагоприятные межличностные отношения как между учениками, так и с педагогами. Это отражается на эффективности учебно-воспитательной деятельности, провоцирует конфликты, снижает работоспособность и личную удовлетворенность учеников процессом учебной деятельности, что может привести к снижению успеваемости, заболеваемости и травматизму.
Не сформировано активное ядро коллектива, нет баланса формального и неформального межличностного восприятия; существующие группировки негативно настроены по отношению друг к другу, классному руководителю , его распоряжениям; конфликтные ситуации нередки и неслучайны и часто переходят в затяжные или острые. Большинство учеников не чувствуют себя членами коллектива и не дорожат взаимоотношениями с одноклассниками; стиль руководства не адекватен объективной ситуации, возможностям и ожиданиям классного коллектива. Классный руководитель учитывает преимущественно только формальные стороны взаимоотношений вопреки требованиям конкретной ситуации; учителем часто упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности и ожидания учеников; большинство учеников не удовлетворены организацией и условиями учебной деятельности, стилем руководства и оценкой и стимулированием учебной деятельности.
Взаимоотношения учеников осложнены не только в учебной, но и в неформальной сфере. Формальные и неформальные лидеры коллектива не стремятся к сотрудничеству, а примыкающие к ним группы часто конфликтуют между собой. Критические замечания учеников в адрес друг друга часто носят характер явных или скрытых личных выпадов.
Анализ морально-психологического состояния класса не выявил организованных групп, допускающих возможность нарушения правовых норм. Однако имеются отдельные ученики, поступающие целесообразно личным установкам и убеждениям, которые могут не соответствовать нормам школьной дисциплины. Ученики: Петрунин, Соковнин, Некрасов при определенных условиях склонны к противоправному поведению, могут допустить различного рода правонарушения. Они демонстрируют гибкость в поступках, декларируют социально-желательные ценности, нужные образцы поведения, оптимально подстраиваясь под ситуацию. Таких учеников следует включить в группу повышенного психолого-педагогического внимания для организации с ними адресной профилактической работы.
Обсуждение результатов
Проведенное исследование школьного класса позволило выявить ряд проблем, мешающих эффективной реализации учебно-воспитательного процесса. Обнаружились скрытно противоборствующие группировки, их лидеры, списки учеников, входящих в эти группы. Выяснилось, что в классе отсутствует ядро учебного коллектива, являющееся опорой для классного руководителя. Уровень сплоченности коллектива учеников низкий, а уровень психологической напряженности в отношениях между ними средний. Социально-психологический климат в классном коллективе определен по критериям как неблагоприятный.
Сопоставление данных социально-психологического обследования и анализа морально-психологического состояния класса позволяет констатировать, что ученики включенныев группу повышенного психолого-педагогического внимания имеют низкие учебный, личностный и интегральный статус, что может послужить предпосылкой развития делинквентного поведения.
Полученные в ходе исследования данные о совместимости учеников, оптимальных и неоптимальных сочетаний помогут при формирования групп для эффективного выполнения совместных учебных задач.
Полученные данные могут быть использованы педагогами и психологами для совершенствования организации работы с классным коллективом, оптимизации межличностных отношений и повышения качества выполнения возложенных на школьников учебных задач, а так же в целях профилактики нарушений учебной дисциплины и делинквентного поведения учащихся.
Выводы
Итак, социально- психологическиехарактеристики неформальной структуры классного коллектива отражают внутренние процессы и явления исследуемого коллектива. Коллектив, в котором отсутствует общая социально значимая цель и общее стремление к ее достижению, признание наиболее авторитетных учеников, помогающих организовать общую деятельность, не способствует формированию позитивного и ответственного отношения учеников к учебной деятельности, к другим членам коллектива, к своим личным и общественным обязанностям.
Своевременная диагностика социально-психологического климата и морально-психологического состояния класса позволит оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Литература
1. Марьин М.И. Социально-психологический мониторинг. Методические рекомендации. – 2018.- 34 с.
2. Мигунова Ю.В., Моисеева Т.П. Противоправное поведение несовершеннолетних в аспекте социальной устойчивости// Современные проблемы науки и образования. – 2015.–№2-1.;
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС – пресс , 2004.- 365 с.
4. Сачкова М.Е. Социальная психология образования / Сачкова М.Е. ,Крушельницкая О.Б.,Шнейдер Л.Б. // Москва. 2015 -320 с.
5.С.С. Степанов Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2005- 672 c.
6. Ширина О. А. Перечень личностных качеств младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 108-112.