Аннотация. В этой статье мы делимся результатами исследования эмоциональной сферы подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья. Данная категория подростков обучается в обычной средней школе, они имеют сохранный интеллект и ничем не выделяются от остальной массы учеников, кроме как тем, что имеют диагностированные проблемы со здоровьем – соматические заболевания. И именно по этому признаку они собраны в медицинскую группу здоровья по занятиям физкультурой, так как, с медицинской точки зрения, согласно имеющимся диагнозам, им противопоказаны интенсивные физические нагрузки, регламентированные здоровым сверстникам.
Ключевые слова: эмоциональная сфера (ЭС), ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), подростки, психосоматика, эмоциональная безопасность образовательной среды (ЭБОС), специальная медицинская группа.
Основной вид деятельности подростков – учёба. В стенах школы они проводят большую часть своей жизни. Этот период имеет свои особенности и трудности взросления. Подростки более осмысленно начинают смотреть на жизнь и задумываются о своём месте в ней. Современная образовательная система очень требовательна и многогранна. Школьники должны прилагать массу усилий чтобы соответствовать предъявляемым требованиям. Напряжение, в свою очередь, провоцирует проявление целого ряда эмоций, которые нельзя однозначно отнести к положительным. Например, они могут испытывать страх перед проверкой знаний, стеснение при общении с учителями и сверстниками, боязнь быть не принятым в группу и т.д. Все эти фобии и фрустрации могут негативно сказываться на их эмоциональной сфере.
Подростки с ОВЗ – отдельная категория, их эмоциональность более лабильна и уязвима по сравнению со здоровыми подростками, так как их состояние здоровья требует наибольших усилий для соответствия требованиям учебного процесса и социализации в целом. Иногда эти усилия могут приводить к тому, что их психика не справляется с поставленными задачами и, в следствии этого, имеющиеся у них погрешности здоровья приобретают характер психосоматического расстройства, что влияет на ЭС и, в этом контексте, на эмоциональную безопасность образовательной среды. Как считает Т.Н. Березина «Эмоциональная безопасность образовательной среды очень важна, потому что именно она вплотную связана со здоровьем человека, во-первых, психическим, а во-вторых, объективным, физическим. Связь эта многообразна, чаще всего исследователи выделяют ее или как взаимосвязь переживаемых эмоций с регуляцией функциональных состояний, или как влияние эмоций на возникновение психосоматических заболеваний.» [1]
Постановка проблемы.Исследование критериев ЭС подростков с ОВЗ, необходимо для понимания состояния их психосоматического здоровья и общего благополучия с позиции обеспечения психологической безопасности образовательной среды. Это необходимо для дальнейшего создания механизмов и технологий проектирования, улучшающих и обеспечивающих её функционирование.
Обзор литературы.Анализируя труды исследователей изучающих эмоциональную сферу школьников подросткового возраста (Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д. И. Фельдштейн, Е. И. Изотова, М.И. Лисина), можно заключить, что её проявления напрямую связано с возрастными особенностями. Они сходятся во мнении, что подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на его быстротечность, он существенно влияет на становление личности человека и возможность реализации себя в будущем. Этот возраст характеризуют глубокие изменения физиологической сферы развития организма, изменяющийся характер отношений со взрослыми и в кругу ровесников, совершенствуются когнитивные процессы, возрастает интеллектуальные способности. В течении этого периода наблюдаются перепады эмоционального состояния, подростки становятся легко возбудимыми, проявляют большую тревожность и импульсивность, подвержены смене настроения и прочим проявлениям лабильности. Мир эмоций, как считает австрийский психотерапевт, создатель современного экзистенциального анализа Альфрид Ленгле: «... это просто другой мир, и его роль в восприятии жизненно важных аспектов действительности не менее, если не более, важна, чем роль разума.»[5] В связи с этими видениями явления, психологическая наука уделяет этому периоду пристальное внимание. Особенностями образовательной среды, ее моделирования и проектирования на предмет эмоциональной безопасности занимались многие современные исследователи (В.В. Рубцов, И.А. Баева,А.В. Кокурин,Т.Н. Березина, А.В. Литвинова, А.Ю. Коджаспиров, В.В. Семикин и др.).
Состояние ЭС непосредственно влияет на ощущение благополучия и комфорта в образовательной среде, оно напрямую связано со всеми сторонами учебного и социального процессов в образовательной организации. «Школьная среда, будучи не безопасной, приводит к разным рискам и психологическим травмам.»[4] Это утверждение в полной мере верно для учеников подросткового возраста. Среда, имеющая психологические риски, влияет на приобретение неадекватной самооценки, что влечёт проблемы в ЭС подростков.Проводимые в этой области исследования призваны преодолеть возникающие эмоциональные барьеры, выровнять ЭС подростка, сделать его поведение более уравновешенным, помочь выстроить коммуникативные связи с учителями, одноклассниками, обрести чувство уверенности в своих силах и более оптимистичный взгляд на будущее. Компоненты грамотно выстроенной ЭБОС должны способствовать сохранности психологического и, как следствие, соматического здоровья подростков и нивелировать уже имеющиеся отклонения у учеников с ОВЗ.
Организация исследования.
Цель исследования – выявить особенности эмоциональной сферы школьников с диагностированными психосоматическими нарушениями и отнесёнными к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, для создания системы их психологического сопровождения в которой будут представлены наиболее благоприятные условия их обучения и даны рекомендаций по проведению психологической профилактики возникновения возможны рисков и угроз безопасности образовательной среды при работе с указанной категорией школьников.
Анализ теорий в данной области помог нам сформулировать гипотезу исследования, она заключается в предположении о существовании различий в ЭС школьников с ОВЗ и школьников не имеющих отклонений по состоянию здоровья и того, что наличие ОВЗ обуславливает особенности ЭС школьников.
Работая в рамках этой гипотезы, мы использовали следующие методы:
1. Опросник «Эмоциональная безопасность образовательной среды»
2. Шкала-градусник [Прохоров] в модификации Т.Н. Березиной
3. Тест на наличие психосоматических заболеваний
4. Методы математической статистики: U критерий Манна-Уитни для сравнительного анализа и оценки достоверности различий между группами.
В исследовании приняли участие 30 подростков, разделённых на две группы:
1 группа - школьники имеющие ОВЗ, занимающиеся в специальной медицинской группе по физической культуре, это ученики с 5-го по 11-й класс средний возраст которых составляет 14 лет – подростковый. Всего 15 учеников, из них 3 мальчика и 12 девочек.
2 группа – группа сравнения, это здоровые подростки подобранные для тестирования по принципу идентичности с подростками имеющими ОВЗ, они учащиеся тех же классов и таких же возрастов, как и дети с ОВЗ. Всего 15 учеников, из них 3 мальчика и 12 девочек.
Результаты.
Мы провели исследование с целью выявления психосоматических заболеваний у подростков с ОВЗ и группы сравнения – здоровых подростков.
Результаты некоторых исследований нам представляются наиболее интересными. Например, полученные нами данные по двум группам испытуемых представлены на рис. 1.
Рис.1
Данные рис. 1 показывают то, что стадия «нет заболеваний» присутствует только у 8,00% от общего числа испытуемых подростков с ОВЗ, тогда как у здоровых подростков группы сравнения это стадия достигает 44,67%. Стадия «незначительные заболевания» у подростков с ОВЗ составляет 38,00%, что намного больше, чем у здоровых подростков с показателем 20,00%. «Начальная стадия» наличия психосоматических заболеваний у обеих групп подростков имеет схожие значения и составляет 32,67% и 31,39% соответственно. Выраженная стадия психосоматических заболеваний значительно выше у подростков с ОВЗ –20,00% (группа сравнения – 4,00%). Самая сложная стадия – «хронические заболевания» в двух сравниваемых группах стремится к нулю и составляет 1,33% в группе с ОВЗ и лежит в значении нулевых показателей у группы сравнения.
Общая картина свидетельствует о том, что в обеих сравниваемых группах есть отклонения в плане психосоматического благополучия, но в группе подростков с ОВЗ показатели превышают значения группы сравнения. Это позволяет сделать вывод, что наличие соматических заболеваний способствует ухудшению психосоматического состояния подростков с ОВЗ.
На рисунке 2 мы видим сравнительные результаты тестирования двух групп с показателями ЭБОС
Рис.2
Результаты исследований, представленных на этом рисунке, говорят о том, что показатели ЭБОС у двух сравниваемых групп не имеют значительных различий, но подростки из группы ОВЗ испытывают эмоциональный дискомфорт по отношению к образовательной среде немного значительнее здоровых подростков группы сравнения. А по показателям «благополучие перемен» -23,79% и «домашнее благополучие» - 22,45% подростки с ОВЗ даже опережают показатели подростков из группы сравнения, которые составляют – 20,30% и 18,95% соответственно этим же критериям. «Благополучие творческо-креативной среды» у обеих групп имеют схожие значения и лежат в диапазоне 19,92% - 20,51%. По шкале «показатель ЭБОС» подростки с ОВЗ слегка уступают группе сравнения и составляют 15,17% против их 16,38%. «Учебное благополучие» у первой группы - 10,48 так же незначительно отстаёт от второй группы сравнения – 13,37%. Показатели «экзаменационное благополучия» имеют такие же пропорции – 8,18% у подростков изучаемой группы и 10,49% у группы сравнения.
Все показатели ЭБОС по двум группам не имеют значительных отрицательных выражений, но результаты группы подростков с ОВЗ ниже результатов группы сравнения. ЭС здоровых подростков более стабильна и менее подвержена напряжению, чем ЭС подростков с ОВЗ.
U-критерий Манна-Уитни выявил значимые различия в ЭБОС в группах. Так, по показателю «Учебное благополучие» у подростков, имеющих ОВЗ
(р ≤ 0,05).
Заключение.Проведённое исследование позволяет заключить, что наша гипотеза о существовании зависимости между межу состоянием здоровья и эмоциональной сферой подростков с ОВЗ подтверждается, а также мы выяснили что эмоциональная сфера подростков с ОВЗ имеет свои особенности и отличается от состояния эмоциональной сферы здоровых подростков, а это является основанием для в возникновения рисков в сфере эмоциональной безопасности образовательной среды.
Литература
- Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья у студентов// Педагогика и психология, 2014, № 2, с. 37
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов / Л.С. Выготский. – Москва: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1960. – 500 с.
- Леонова О.И. Психологические риски образовательной среды в эмоционально-личностном состоянии учащихся// Психологическая наука и образование. 2009, №5. С. 20-25.
- Литвинова А.В., Орлова Е.А.// Психологическая безопасность образовательной среды: подходы, модели, профилактика / Отв. ред. А.В. Кокурин, А.В. Литвинова. – М., 2016. – С. 56–64.
- Лэнгле Альфрид Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. – М.: Генезис 2013. – 240 с.