Профессиональное самоопределение подростков из неблагополучных семей, Калинина Л.В.

Аннотация: В статье анализируются особенности профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей. Изучены важные аспекты профессионального самоопределения подростков. Определены факторыпрофессионального самоопределения у подростков из неблагополучных семей.

Ключевые слова: психологическая помощь,профессиональное самоопределение, подростковый возраст, неблагополучные семьи, семейные ценности, воспитание подростка.

 

В связи с современными социально-экономическими условиями на сегодняшний день в нашей особо остро стоит вопрос о самоопределении подростков в профессиональной области. Профессиональная область в жизни любого человека занимает очень важное место, т.к. именно она определяет процесс его самореализации и позволяет осуществить реализацию социальных притязаний.

Разные исследователи рассматривают понятие профессионального самоопределения по-разному. Д.В. Альжев профессиональное самоопределение обозначает, как сознательный выбор человеком профессии для себя [4, с.79]. Сходной точки зрения придерживается В.С. Безрукова, она говорит о профессиональном выборе как отдельном этапе профессионального развития, проходимого индивидом после окончания общеобразовательного обучения и перед собственно профессиональным обучением [9, с.94].

Иной точки зрения придерживается Л.Г. Павлова. Она полагает, что профессиональное самоопределение - это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [37, с.23]. Таким образом, можно резюмировать то, что профессиональное самоопределение – это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда. Н.С. Пряжников отмечает, что в современное время наблюдается некоторое оживление социально-экономической жизни (в основном благодаря значительному повышению мировых цен на нефть и газ, что позволило увеличить бюджетные расходы, в том числе, и на образование) [42, с.54]. Несколько улучшилась и финансовая ситуация многих граждан РФ, т.е. расширилась экономическая свобода, позволяющая думать не только об удовлетворении текущих потребностей. Это позволило некоторой части населения делать профессиональный выбор в соответствии со своими желаниями. Литвинова А. В. [33, с. 264] утверждает, что в этом возрасте продолжает формироваться образ собственного «Я», который опирается в первую очередь на то, какие оценки подросток получает от тех, с кем он общается. Э.Ф. Зеер, в форме важнейшего критерия осознания и продуктивности профессионального самоопределения личности, выделяет способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, строить свою профессиональную деятельность, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы [21, с.5]. Данные жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность постоянно изменяется и развивается. Соответственно, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что перед личностью регулярно возникают проблемы, которые требуют от нее определения своего отношения к профессиям, анализа личных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, решения прочих профессионально значимых вопросов. Именно этот комплекс проблем в профессиональной литературе именуют термином профессионального самоопределения.

Воспитание в условиях неблагополучной семьи оказывает определенное влияние на процесс социального развития подростка, в рамках которого и осуществляется процесс профессионального самоопределения. Профессиональный выбор подростка опосредован влиянием фактора семейного воспитания в условиях семейного неблагополучия.

Сложность профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей удваивается, так как отсутствует психологическая поддержка и напутствие со стороны взрослых. Проблема заключается в присутствии между существующей потребностью в формировании профессионального самоопределения подростков из неблагополучных семей и недостаточным привитием этого навыка на практике. Противоречие состоит в том, что в стенах учебного заведения школьникам прививают основы профессионального самоопределения, однако зачастую в неблагополучных семьях в домашних условиях этого не происходит, соответственно необходимо привлечение родителей к рассматриваемому процессу.

У подростков из неблагополучных семей часто отсутствует должный уровень родительской поддержки в развитии личностных качеств, что может привести к недостаточному уровню в профессиональном самоопределении, либо к его полному отсутствию. Недостаточное внимание к проблемам развития системы самоопределения личности при выборе профессии со стороны в первую очередь семьи, а также общества, государства приводит к обострению противоречия между информированностью школьников о мире профессий и теми реальными требованиями, которые предъявляет к работнику современный рынок труда. Соответственно, подростки из неблагополучных семей могут не иметь четкого представления о собственном профессиональном и личностном самоопределении. Для того, чтобы избежать появления асоциальных членов общества, данная проблема требует детального изучения и разрешения. 

Педагогический подход к решению вопроса активизации профессионального интереса должен состоять в том, чтобы многократно поддерживать у подростков состояние интереса к научным, моральным и этическим ценностям, преднамеренно сформировывать компетентный интерес, как целостное свойство личности. Активизировать профессиональный интерес подростков – это значит обучить их действовать творчески. Достичь этого возможно, превратив изучение в систему постановки и решения проблемных вопросов, и контекстно-игровой работы. Стимулирующие вопросы преподавателя при опытном их формулировании подталкивают обучаемых к поиску ответа с использованием и переосмыслением учебного материала.

Изучив материалы, мы пришли к следующим выводам:

Семья - это социальный институт, ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически и психологически. Выделяются следующие социально-психологические проблемы, характерные для неблагополучных семей: материальные трудности; трудности в воспитании подростков. В неблагополучной семье условия жизни, эмоциональное и психологическое состояние ребенка, может значительно отличаться от воспитания в полной семье.

Профессиональное самоопределение - выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда. Недостаточное внимание к проблемам развития системы самоопределения личности при выборе профессии со стороны в первую очередь семьи, а также общества, государства приводит к обострению противоречия между информированностью школьников о мире профессий и теми реальными требованиями, которые предъявляет к работнику современный рынок труда.

Важнейшим этапом в раскрытии профессионального интереса является процесс самореализации личности – это осуществление индивидных и личностных возможностей посредством собственных усилий, а также совместной с другими людьми. Самореализация активизируется в отношении тех черт, свойств и качеств человека, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются обществом. В процессе самореализации человека очень важно развивать качества уверенности.

Многочисленные исследования заявляют о том, что уверенность в своем составе — это свойство личности, ядром которого выступает полезная оценка индивидом собственных умений, требуемых для осуществления актуальных целей и удовлетворения различных потребностей. Основой для формирования уверенности в профессиональном самоопределении выступает благоприятный опыт решения различных задач и успех в достижении собственных целей (удовлетворении потребностей). При этом, для формирования уверенности в себе важны не столько жизненная успешность, статус, наличные средства и т.д., сколько субъективная полезная оценка итогов собственных поступков, в специфики со стороны влиятельного окружения.

Главным новообразованием подросткового возраста, считается самоопределение себя в человеческом сообществе, понимание собственных обязанностей и стремлений, предназначения в жизни, профессиональное самоопределение. В подростковом возрасте вопрос профессионального самоопределения является особенно важным, так как встает вопрос о выборе будущей профессии, а также появляются новые возрастные особенности, которые оказывают большое воздействие на развитие личности.

 

Подростки из неблагополучных семей могут не иметь четкого представления о собственном профессиональном и личностном самоопределении. Для того, чтобы избежать появления асоциальных членов общества, данная проблема требует детального изучения и разрешения.

Следовательно, работа по самоопределению, привитию профессионального интереса и подготовке к выбору подростками профессии, в особенности из неблагополучных семей должна быть важной сферой деятельности педагога-психолога.

 

Литература

  1. Альжев Д.В. Конспект лекций. Социальная педагогика: учебное пособие / Д.В. Альжев – Воронеж: Научная Книга, 2015. – 115 с.
  2. Безрукова В.С. Педагогика: учебник / В.С. Безрукова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 384 с.

     3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2010. – 11с.

4. Литвинова А. В. Социокультурные детерминанты ориентации         подростков на субкультуры Психолого-педагогические исследования. 2014. № 1. С. 37-46.

5. Павлова Л.Г. Социализация подростков на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителя в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук: / Л. Г. Павлова. – Екатеринбург, 2015 – 23 с.

6. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2009. – 11 с.