Аннотация. Проблема самостоятельности относится к числу ключевых направлений психологии личности, с ее решением связаны задачи укрепления психологического здоровья, повышение самоэффективности, качества самоопределения, борьба со страхами и личностными неудачами, комплексами. Исследование взаимосвязи самостоятельности и застенчивости проведено на 71 старшеклассников, из которых 33 девочки и 38 мальчиков, в возрасте от 15 до 18 лет. Для диагностики проявлений застенчивости и самостоятельности использовались 4 психологические методики. Результаты выявили положительную взаимосвязь между показателями «Межличностная тревожность» и «Стремление проявить себя», «Выраженность социальной направленности» и «Уверенностью в себе».
Ключевые слова:застенчивость, образовательная среда, самореализация, самостоятельность, уверенность в себе, межличностное общение, подростковый возраст, безопасность личности.
Введение
В отечественной и зарубежной психологии к проблеме взаимосвязи самостоятельности и застенчивости школьников отведено должное внимание. Подростковый возраст, является определяющим этапом развития, находящийся между детством и взрослостью. В подростковом возрасте особенно проявляется интерес к самопознанию и самоопределению личности. «Я-концепция» выражается в стремлении понять себя, свои возможности. Однако внутренние барьеры препятствуют пониманию себя, собственной уникальности. Одним из таких барьеров выступает застенчивость. Застенчивость в психолого-педагогической литературе имеет разнообразную терминологию. В своей работе мы придерживаемся определения Ф. Зимбардо [1]: застенчивость - это сформированная ответная реакция на социальное воздействие, которая проявляется в стремлении избегать социальные ситуации, неспособности принимать участие в неформальном общении, склонности ощущать тревогу и напряжение в процессе межличностного взаимодействия. Формирование застенчивости является длительным процессом. В его развитии участвуют внутренние предпосылки: темперамент, характер, наследственные качества; и внешние предпосылки: родители, друзья, школа. В нашем представлении также застенчивость является фактором, который ограничивает возможности старшеклассников в самореализации, освоении новых знаний, торможение к побуждению в самовыражении. Важно изучать те психологические качества, развитие которых у школьника, будет способствовать преодолению застенчивости. Таким качеством является самостоятельность.
В современной психологии термин самостоятельность рассматривается как «саморегуляция», «автономность», «самореализация», «свойство личности», «ресурс, обеспечивающий жизнедеятельность», «самоэффективность», «независимость», «самоопределение». По А.К. Осницкому [4], самостоятельность - это способность выполнения «автономно» различный вид деятельности. Феномен «роста-развития-самореализация» - познание себя, своих сил и способностей, «самость» как ощущение своего предназначения и анализ результатов деятельности. Безопасная образовательная среда является условием проявления самостоятельности. Для обучающихся это, в первую очередь, это возможность достигать поставленные цели: ощущение психологической безопасности обеспечивает позитивное развитие личности, ее психологическое здоровье и интересы, удовлетворение потребностей на физическом, личностном, социальном и духовном уровнях. Обзор психолого-педагогической литературы показывает, что самостоятельность и застенчивость связаны между собой. Учащиеся старших классов стоят перед выбором жизненного пути, выбором профессии и определением дальнейших перспектив. Как отмечает Е.Ф. Ильина [2] от старшеклассников в этот период особенно требуется проявление личностных качеств, уверенности в себе, коммуникативных умений с целью построения успешной карьеры и быть конкурентно способным. Таким образом, на данном возрастном этапе старшеклассники имеют противоречивость между самореализации своего «Я», стремлением показать свои сильные стороны и неоцененность своих возможностей, сопровождаются различными страхами неудачи. Застенчивость не дает проявлять себя полноценной личностью, провоцируя появление комплекса переживания: чувства вины, тоски, раздражительности, стыда, одиночества, страха. Интересную концепцию предложила К.С. Чечулина [5], согласно которой запускающим механизмом застенчивости являются ситуации учебного процесса, неформального общения. Они сопровождаются страхами, связанными с необходимостью отвечать около доски, или чувством стыда за собственные успехи и переживание ситуаций оценивания. Все это влияет на психологическое благополучие старшеклассников и нарушает безопасность образовательной среды [3].
Эмпирическое исследование
Целью исследования является изучение личностных особенностей: наличие тревожности, скрытных страхов, уровня застенчивости среди подростков, а также их связей между собой. Гипотеза исследования состоит в том, что существуют взаимосвязи между застенчивостью и самостоятельностью: чем ниже самостоятельность, тем выше проявление застенчивости, тревожности, избегание общения, отсутствие цели. В исследовании принимали участие 71 обучающийся старших классов: 33 девочек и 38 мальчиков, от 15 до 18 лет. В работе использовались следующие методики: «Шкала застенчивости» Ильин И.П.; «Шкала тревожности» и «Изучение самооценки» А.М. Прихожан; методика самостоятельности Одинцова М.А., Радчикова Н.П.
Результаты и их анализ
По результатам применения методики Ильина Е.П. 65% старшеклассников имеют низкий уровень застенчивости, а 35% - высокий уровень. Застенчивость испытуемых выражается в нерешительности и неуверенности в себе. Результаты по методике «Изучение самооценки» Прихожан А.М.: 64% имеют адекватную самооценку, 30% неадекватно завышена, 3% имеют низкую самооценку. В большинстве это подростки адекватно оценивающие свои способности, недостатки с целью самосовершенствования, низкий показатель говорит о определенном комплексе неполноценности, неудачных взаимоотношениях со сверстниками, и в учебе. Неадекватно завышенная самооценка у тех подростков, которые видят себя абсолютно идеальными. Результаты по методике «Изучения тревожности» Прихожан А.М.: преобладает низкий уровень общей тревожности 65%, больше половины не переживают чувства тревоги, 35% имеют средний уровень тревожности, 6% старшеклассников имеют высокий уровень тревожности. Меньше половины подростков имеют тревожность, она сопровождается с неопределенностью жизненной позиции, дальнейшего пути. По методике самостоятельности Одинцова М.А., Радчикова Н.П. были получены следующие результаты: 49% составляет группа из самостоятельных подростков, вторая группа составляет 50% менее самостоятельных. Тенденция первой группы состоит в том, что обучающиеся больше направлены на работу, на результат, нежели обучающиеся второй группы. Корреляционный анализ Пирсона показал, что существует положительные значимые, средние по силе, взаимосвязи между показателями: «Ориентация на успех» и «Умный»(r=0,346; p<0,05), «Ориентация на успех» и «Авторитетен у сверстников» (r=0,361; p<0,05); «Выраженность социальной направленности» и «Внешность» (r=0,393; p<0,05); «Выраженность социальной направленности» и «Уверенность в себе» (r=0,460; p<0,01); «Стремление проявить себя» и «Межличностная тревожность» (r=0,430;p<0,01).
Выводы
Таким образом, обобщая итоги диагностирования можно сказать, что застенчивый обучающийся имеет такие черты как чувствительность к происходящему, к неприятию его окружающими. Он стремится избежать ситуаций, несущих в себе угрозу любой критики, его внешнего вида или поведения, ему трудно брать на себя ответственность. Поэтому актуальным оказывается вопрос о методах преодоления застенчивости и необходимости целенаправленной разработки программы по развитию самостоятельности с целью купирования застенчивости.
Литература
1. Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справляться. - СПб.: Питер Пресс,2014. - 15с.
2. Ильина Е.Ф., Биктагирова Г.Ф. Особенности застенчивости учащихся старшего школьного возраста. - М: Издательство Академический проект,2012.-185с.
3. Литвинова А.В., Мириманова М.С. Правовая информированность подростков как фактор психологической безопасности образовательной среды // Психология и право, 2015. – №1. – С. 108-118
4. Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности М.; Обнинск: ИГ- СОЦИН, 2010. - 145с.
5. Чечулина К.С. Преодоление застенчивости учащихся старших классов в условиях специального организованного обучения: Дис. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2012. -167с.