Тревожность дошкольников как фактор риска психологической безопасности образовательной среды, Асрян А.А.

Аннотация: Актуальность данной темы обусловлена тем, что внастоящее время одной из важнейших задач ДОО по преодолению тревожности у дошкольников становится обеспечение психологической безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: тревожность, психологическая безопасность, нарушения психологической безопасности, образовательная среда, фактор риска.

 

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, является нарушение психического состояния. В научных исследованиях наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому термином «тревожность».

Согласно Р.С. Немову, тревожность определяется, как качество человека испытывать страх и тревогу, приходить в состояние повышенного беспокойства в специфических социальных ситуациях [3, с. 239].

В.В. Давыдов отмечает, что тревожность представляет собой индивидуальную психологическую особенность, которая состоит в повышенной склонности во всевозможных жизненных ситуациях испытывать беспокойство, в том числе и таких общественных характеристиках, которые не предполагают к этому [2, с. 32].

Тревожность начинает формироваться с дошкольного возраста.В этом возрасте ребенок хорошо осваивает язык чувства - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи жестов, взглядов, улыбок, движений, поз, интонаций голоса и т.д. Однако он все еще остается импульсивным и непосредственным. Эмоции, которые испытывают дети, легко прочитываются в жесте, позе, на лице, во всем поведении. Поведение и выражение чувств дошкольника – важнейший показатель в понимании его внутреннего мира, который свидетельствует о его благополучии, психическом состоянии, возможных перспективах развития. Информацию об уровне эмоционального благополучия ребенка дает его эмоциональный фон. 

Отрицательный фон дошкольника характеризуется плохим настроением, подавленностью, растерянностью. Ребенок практически не улыбается, плечи и голова опущены, выражение лица индифферентное или грустное. Он легко обижается, часто плачет, иногда даже без видимой причины. Много времени ребенок проводит один, почти ничем не интересуется. Одной из причин описанного эмоционального состояния может быть повышенный уровень тревожности.

Как известно, эффективно развиваться и действовать дошкольники могут только в условиях безопасности, при этом важно, как они оценивают и воспринимают окружающую среду.

Нарушения психологической безопасности, рассматривающиеся как уровень представленности в ситуации взаимодействия объективных и субъективных факторов, называются факторами риска [4, с. 69]. Факторы риски могут действовать на дошкольника комплексно, проявив свое негативное воздействие не сразу, а накапливаясь в течение длительного временного промежутка. Л.А. Гаязова отмечает, что для психологической безопасности дошкольников наиболее важны три группы факторов риска: внутренние, социально-психологические и факторы образовательного процесса [1, с. 28].

К внутренним факторам риска психологической безопасности детей дошкольного возрасте относят психофизиологические, когнитивные или личностные факторы.

После анализа психофизиологических особенностей дошкольников, можно выделить вероятные угрозы: функциональная незрелость регуляторных структур и коры мозга, неспособность к распределению внимания, морфологическая неготовность рук для овладения письмом. Данные факторы риска внутренние, однако, они не определяют нарушение развития или состояния психологической безопасности ребенка, но если их сочетать с внешними угрозами, то негативные последствия допустимы. Для безопасности личности ребенка, который имеет вышеперечисленные психофизиологические особенности, очень важно, чтобы воспитатель о них знал и умел спланировать свою деятельность, осуществить к каждому дошкольнику индивидуальный подход. Если образовательная среда детского сада к зрелости психофизиологических компонентов предъявляет повышенные требования (к примеру, высокие физические и психические нагрузки, особый режим дня, огромный объем информации, который необходим для усвоения), то перечисленные особенности приводят к нарушению психологической безопасности. Из когнитивных факторов риска выделяют нарушение развития высших психических процессов, что приводит, в свою очередь, к отставанию в образовательном процессе, вследствие чего могут сформироваться неадекватные представления ребенка о мире, о самом себе.

Для психологической безопасности дошкольника важнейшими факторами риска в личностной сфере являются: высокий уровень личностной тревожности, динамичность нравственных представлений, несформированность внутренней позиции ребенка, недостаточная социальная компетентность, неустойчивость ценностных ориентаций, неадекватная самооценка.

Высокий уровень тревожности личности ребенка вызывает склонность оценки факторов окружающей среды как угрожающих, что связано напрямую с отсутствием чувства защищенности и нарушением психологической безопасности.

Серьезные угрозы психологической безопасности дошкольника возникают при поступлении его в детский сад: новая среда референтной значимости для малыша не имеет; на начальном этапе между ребенком и взрослым, ребенком и другими детьми система доверительно-дружеских отношений отсутствует; возможно также со стороны воспитателей психологическое насилие. Зачисление в дошкольное учреждение является для ребенка огромным стрессом, вызванным изменением обстановки, контактом с незнакомыми детьми и взрослыми, разлукой с матерью.

Дошкольник, не имеющий психологической защищенности, сопротивляться воздействию разнообразных негативных факторов среды, позитивно и активно с ней взаимодействовать не может. Стресс проявляется в страхе, высокой тревожности, нежелании контактировать со сверстниками и взрослыми, вступать в игры, плохом аппетите и сне. Задачей воспитателей является скорейшее создание обстановки защищенности и доверия, преодоление адаптационного стресса, организации субъект-субъектного общения и отношений сотрудничества.

Одно из направлений в решении проблемы психологической безопасности дошкольников в детском саду – формирование его коммуникативных навыков, развитие умения взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми, радоваться и сопереживать вместе с другими детьми.

Решить проблему тревожности дошкольников как фактора риска психологической безопасности можно посредством решения следующих задач:

- формирование чувства доверия по отношению к окружающим людям;

– вырабатывание навыков совместной деятельности, общения, умения взаимодействовать с педагогами и другими детьми;

– развитие способности адекватно выражать и понимать свои собственные эмоциональные переживания, понимать переживания и эмоциональное состояние другого человека;

– вырабатывание чувства защищенности.

Таким образом, тревожность представляет собой индивидуальную психологическую особенность, которая состоит в повышенной склонности во всевозможных жизненных ситуациях испытывать беспокойство, в том числе и таких общественных характеристиках, которые не предполагают к этому.Высокий уровень тревожности личности ребенка дошкольного возраста вызывает склонность оценивать факторы окружающей среды как угрожающие, напрямую связанные с отсутствием чувства защищенности и нарушением психологической безопасности. Серьезные угрозы психологической безопасности дошкольника возникают при поступлении в детский сад.

 

Литература

  1. Гаязова Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2011. - № 142. - С. 27–33.
  2. Давыдов В.В. Эмоции, страх, стресс // Вопросы психологии. – 2014. - №9 – С. 32
  3. Немов Р.С. Общая психология: учебное пособие. – Спб.: Питер. – 2005. – 304 с.
  4. Раудсепп М. Субъект и поддерживающая среда // Средовые условия развития. - 2011. - №5. - С. 67-92.