Аннотация: В данной статье раскрываются социальные явления в среде юношей и молодёжи, несущие угрозу психологической безопасности в социуме, их причины. Рассматривается роль физического и патриотического воспитания в становлении психики и морально-волевых качеств подрастающего поколения, а также проблемы данного воспитания, которые необходимо решить, чтобы оно стало эффективным средством обеспечения психологической безопасности в обществе.
Ключевые слова: общество, социум, подростки, юноши, криминал, военная служба, патриотическое воспитание, физическое воспитание, армия, безопасность, нравственные ориентиры, психические качества.
В последнее время в подростковой и юношеской среде стали отмечаться тенденции, которые никак не способствуют укреплению безопасности в обществе, тем более, психологической безопасности. Кризис подросткового возраста, а также физиологические особенности развития организма в эти годы создаёт для подрастающего поколения потребность в эмоционально-окрашенной деятельности, в самореализации через виды деятельности или образ жизни, в котором присутствуют физические нагрузки, в том числе экстремальные, противоборство и возможность доказать своё превосходство, присутствует возможность получить славу или влияние. Такое восприятие различных видов деятельности зачастую называют романтикой.
В советское время, благодаря пропаганде подвигов Рабоче-крестьянской Красной армии, которая, переломив ход Гражданской войны в пользу революционных сил, также без посторонней помощи сумела разгромить и прогнать интервенционные войска с территории бывшего СССР, юношеская и подростковая романтика всецело была связана с военной службой и военно-прикладными искусствами. Юноши знали, что служить в армии, заниматься стрельбой, преодолевать различные полосы препятствий, маскироваться, изучать различную технику и оружие не только интересно, но и позволит им приобщиться к такой референтной для всех социальной группе, как Красная армия. Что в свою очередь означало получение высокого социального статуса и оценок от общества, поскольку прошедшие военную службу юноши считались зрелыми, дисциплинированными, владеющими жизненно необходимыми умениями и навыками, и, конечно, более физически развитыми, чем те, кто службу не проходил. Об этом говорил знаменитый учёный в области физической культуры И.М. Саркизов-Серазини в труде «Готовь себя к защите Родины» [1].
Но, к сожалению, факты, приведшие к частичному разложению армейской дисциплины и внутренней атмосферы в вооружённых силах, в сочетании с огромными объёмами дезинформации пропагандистского характера о действиях советской армии во время вооружённого конфликта в Афганистане и действиях ВС РФ во время Первой чеченской войны сформировали резко отрицательный образ армии и военной службы. Данный институт представлялся в виде очага унижения человеческого достоинства, средоточия бесполезной работы и, в конце концов, как нечто, абсолютно не соответствующее предназначению («Мы воду из луж совками собираем, а стреляем раз в год!» - можно услышать до сих пор, хотя подобная практика давно ликвидирована).
К сожалению, распад СССР, а главным образом последовавшие после него экономические «реформы» в виде приватизации, т.н. «шоковой терапии», породил небывалый спад производства в стране, из-за чего образовался тотальный дефицит товаров первой необходимости, обесценивание денежных средств. Необходимость получать ресурсы для жизни в условиях их ограничения, а также несформированное правовое поле и бездействие силовых структур породила организованную преступность – бандитизм. В организованную преступность и смежные с ней социальные группы вливались в том числе юноши и даже подростки, потому что в то время это был шанс сохранить жизнь, не став жертвой посягательств на своё имущество, к тому же приобщиться к разделу добытого незаконным путём.
В наше время практическая необходимость в участии в организованной преступности или осуществлении противоправных действий ради выживания отпала полностью и тем не менее, образ «бандитов из 90-х годов», как людей прежде всего решительных и всегда добивающихся поставленных целей прочно закрепился в сознании поколения, которое только появилось на свет на рубеже тысячелетий.
С учётом дискредитации армии и правоохранительных органов у молодёжи на сегодняшний день референтной группой часто становятся уголовники, в том числе отбывающие наказание за совершённые преступления. Воры расцениваются, как свободолюбивые люди, не идущие на сделку с государством, которое по умолчанию «порабощает» людей, всегда имеющие денежные средства, влияние и авторитет, позволяющие им вершить относительную справедливость. Ранее упомянутая потребность подростков и юношей в признании, получении авторитета и возможности показать своё превосходство органично вписывают этот сильно искажённый образ преступников в примеры для подражания у молодёжи.
Отсюда возникают такие субкультуры, как АУЕ (арестантско-уголовное единство), в речи подростков довольно часто можно услышать слова и обороты из воровского и тюремного жаргона (фени), копирование привычек и повадок заключённых колоний и иные смежные с этим замашки. Ценности и идеалы, которые несёт АУЕ, приучают подростков к неуважению к старшим, к отрицательному отношению к органам правопорядка и закону в целом, к терпимому отношению к табаку, алкоголю и даже наркотическим средствам. Насилие тоже становится если не уважительным, то нормальным средством повышения социальной значимости и решения проблем. Из-за этого размываются морально-нравственные ориентиры, что в свою очередь очень опасно для общества, в том числе с психологической точки зрения.
Тем не менее, описывая данную ситуацию, следует отметить причины её возникновения. Информация, формирующая образ преступников или сотрудников силовых структур не преподносится аудитории подростков целенаправленно, а распространяется через средства массовой информации – телевидение, сеть Интернет, музыкальную культуру и другие источники. Воспринять её, как ориентир и руководство к действию возможно только в случае наличия нравственного и ценностного вакуума, а также отсутствия понимания, через какой вид деятельности подросток хочет реализовывать свои потребности и желания. Данный вакуум появляется прежде всего потому, что теоретическое воспитание не подкрепляется практическим применением прививаемых норм. Ребёнку говорят: «Драться – это неправильно! Насилие порождает насилие», но не обучают тому, как постоять за себя против того, кто не идёт на диалог. Ребёнку говорят: «Если ты сильный – ты не должен обижать слабых!», но не показывают, для какой практической необходимости нужно развиваться физически. Говорят : «Брать чужое – плохо!», но не вовлекают детей в соревновательную деятельность, которая даёт возможность честным путём получить нечто, на что претендуют сразу многие.
Как уже отмечалось, армейское воспитание и подготовка к военной службе с раннего возраста в советское время давало юношам всё то, без чего образуется нравственный вакуум и ценностная дезориентированность. Сейчас же подобного рода воспитание было обесценено и прежде всего это было сделано родителями подрастающего поколения, которые взрослели в период распада СССР и становления нового политического и экономического порядка в России.
Тем не менее, спортивно-патриотическое воспитание вне зависимости от политической конъюнктуры способно воспитать в юношах дисциплинированность, эмоциональную и волевую устойчивость, чувство справедливости и уверенности в себе. К тому же, молодой человек, владеющий основами рукопашного боя и борьбы, знающий, как действует стрелковое оружие и боеприпасы вроде гранат и ощутивший дискомфорт от ударов и другого физического воздействия, которое неизбежно при подобного рода обучении, никогда не станет применять насилие для удовлетворения своих потребностей и при этом всегда сможет постоять за себя и своё окружение при необходимости. Однако у современного спортивно-патриотического воспитания есть целый ряд проблем, в том числе организационного характера. «Современная государственная программа патриотического воспитания юных граждан не имеет концептуальной базы. У семьи, СМИ, государственных, политических органов нет четких разработок, «поют» каждый о своем. У тех коллективов, которые занимаются методическими исследованиями, организацией мероприятий на патриотическую тематику, концепция не выработана, следовательно, системы нет». – отмечает педагог Е.С. Конева [4]. К этому следует добавить то, что юноши в возрасте предвыпускного и выпускного классов (16-18 лет), с которыми в обязательном порядке проводятся занятия по военно-патриотическому воспитанию, чаще всего к этому возрасту имеют сформированную точку зрения по поводу социальных процессов и потому данные занятия утрачивают свою воспитательную функцию. Патриотическое же воспитание в более раннем возрасте часто направлено исключительно на освоение основ военного дела и истории, что бывает скучно или не под силу детям в возрасте от 10 до 14 лет, в связи с чем необходимо пересматривать подходы к данному воспитанию.
Патриотическое воспитание, которое сформирует из человека гармоничную, устойчивую и благоустремлённую личность, должно начинаться с привития любви к природе, окружающим людям, стране, её культуре и обычаям, и в этом процессе основной акцент должен быть не на чувстве долга, а на демонстрации положительных сторон, естественной красоты и привлекательности того, что ребёнок должен полюбить. Военно-прикладные искусства в этом возрасте лучше всего изучать в игровой форме, а такие вещи, как оружие и техника – в форме творческого поиска под наблюдением, без предъявления к ребёнку жёстких требований по соблюдению регламента. В этом случае ребёнок, перерастающий в подростка, не утратит интереса к патриотической тематике и не почувствует отторжения к ней, как к чему-то, навязанному извне, что важно во время подросткового кризиса
Тем не менее, если при военно-патриотической подготовке систематически проводятся культурно-просветительские мероприятия, направленные на изучение подлинной истории, на воспитание чувства долга, ответственности и альтруизма, а также мужества и стойкости, то при физическом воспитании или спортивной подготовке данный компонент на сегодняшний день отсутствует. Учителя физической культуры, а равно тренеры различных видов спорта зачастую добиваются становления психических качеств, необходимых для достижения спортивного результата, не важно, победа это в соревнованиях или выполнение определённых нормативов. Не будучи надстроенными на систему морально-нравственных ориентиров, данные качества могут сформировать агрессивную модель поведения, склонность к нечестной конкуренции, эгоизм и высокомерие. Что в свою очередь является вполне благодатной почвой для делинквентного поведения и противоправных социально-опасных деяний.
При этом физическое воспитание само по себе призвано развивать морально-волевые качества человека через развитие его физических способностей. Потому как, по закону развивающего обучения, развитие любого физического качества открывает перед ребёнком, да и взрослым, новые горизонты деятельности, новые возможности. И в этом контексте задача педагога – направить ученика на освоение открывающихся ему социально-значимых и полезных видов деятельности, способствовать тому, чтобы ученик, занимаясь чем-то новым для себя, находил в этом радость или даже своё призвание. Поскольку физические качества – это инструменты деятельности, но без дела инструменты превращаются в оружие.
Подводя итоги всему вышесказанному, следует сказать, что проблемы психологической безопасности современного общества связаны прежде всего с криминализацией сознания молодёжи из-за длительного отсутствия альтернативных моделей для подражания. Физическое и патриотическое воспитание является действенным средством направить подрастающее поколение по пути созидания и здоровой морали, а также здорового образа жизни. Тем не менее, существующие на сегодняшний день модели и программы как физического, так и патриотического воспитания не соответствуют данной цели, поскольку зачастую не учитывают сенситивные периоды в развитии детей и подростков, более того, не ставят воспитание психических качеств во главу угла.
Литература
- Саркизов-Серазини, Иван Михайлович. Готовь себя к защите родины [Текст] / Проф. И. М. Саркизов-Серазини. - Москва; Ленинград: Гос. изд. мед. лит., 1940. - 47 с.
- Сечко А.В. Методы формирования психологической готовности граждан к овладению военно-учетными специальностями. Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса : сборник материалов международной научно-практической конференции XI Левитовские чтения в МГОУ (г. Москва, 20–21 апреля 2016 г.) / ред. колл.: Т.Н. Мельников и др.; отв. ред. Е.М. Климова. – М.: ИИУ МГОУ, 2016.- С 232-235.
- Сечко А.В., Орехова (Мартынюк) В.А. Модель личностного самоопределения младших школьников в системе безопасности образовательной и общественной среды. Психологическая безопасность образовательной среды: подходы, модели, профилактика / Отв. Ред. А.В. Кокурин, А.В. Литвинова. – М.: Издательство «Авторская мастерская», ИП Федотов Д.А., 2016. - С. 80-106.
- Спортивно-патриотический подход в воспитании. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://vospitanie.guru/patrioticheskoe/sportivno-patrioticheskoe(Дата обращения: 03.04.2019)