Аннотация
В статье раскрыты основные понятия профессионального самоопределения, осознанного выбора. Представлены значимые факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения подростков. Обозначены основные аспекты, которые необходимо учитывать при выборе профессии особого риска.
Ключевые слова:профессиональное самоопределение, профессии особого риска, осознанный выбор, условия воспитательной среды, молодежь, ценности, мотивационная сфера.
Профессиональное самоопределение всегда было, есть и будет одним из самых ключевых вопросов для любого человека в процессе выбора профессионального пути. Еще в 90-е гг. XXвека Е.А. Климов,
Н.С. Пряжников, Борисова Е.М. в рамках психологии труда ставили на первое место именно совершение осознанного профессионального выбора, позволяющего успешно пройти один из этапов профессионального самоопределения. Э.Ф. Зеер и О.А. Рудей говорили, что «Профессиональное самоопределение – это определение своего места в мире профессий, нахождение личностного смысла в выполняемой работе, внесение коррективов в «вектор» профессионального становления личности» [1, с. 3].
Каждый человек, являясь представителем какой-либо профессии, имеет определенные способности, навыки и профессионально важные качества, одни из которых могут проявляться чаще, а другие – реже. Указанные аспекты составляют профессиональную направленность личности, установление и знание которой имеет очень важную роль в процессе определения профессиональной ориентации, так как удовлетворение своей профессией и ясные представления о самом себе позволяют достичь успехов не только в работе, карьере, но и в жизни.
К профессиям особого риска относятся следователи, пожарные и спасатели МЧС, военные, участковые инспекторы и так далее. Данные профессии так или иначе связаны с информационными, эмоциональными и физиологическими нагрузками: риск для жизни и здоровья, нехватка времени в экстремальных ситуациях, высокий уровень психической напряженности труда и ответственности за допущение ошибок, жесткие требования к психическому и соматическому здоровью, сложные профессиональные задачи [2, с. 3-4]. Как мы понимаем, подобные условия работы подразумевают избирательное отношение к профессии.
Осознанный выбор – это один из важнейших шагов профессиональной ориентации на пути к тому, чтобы стать настоящим профессионалом
(Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.М. Борисова). Например, военная служба – это не профессия сама по себе, она включает в себя различные специальности, имеющие особенные требования и запросы к будущим военнослужащим. А.Г. Караяни и Ю.Г. Сулимов [3] отмечали, что иногда данные требования бывают абсолютно отличающимися друг от друга.
Следовательно, указанный процесс не может быть спонтанным и необдуманным, поэтому необходимо внимательно и тщательно подходить к вопросу выбора профессии.
Имеют очень важное значение:
- условия воспитательной среды, развивающие личностные качества человека. Следует учитывать, что окружение формируется не только в образовательном учреждении, но и социальными сетями, средствами массовой информации, что, безусловно, может иметь как положительное воздействие, так и деструктивный характер;
- педагогическое и психологическое сопровождение профессионального самоопределения, представляющее собой комплексный подход и педагога, и психолога в реализации своей деятельности, направленной на создание условий успешного обучения, личностного, коммуникативного и познавательного развития подростков;
- социокультурная ситуация развития молодежи, которая непосредственно имеет влияние на профессиональный выбор ребенка через такие институты общества, как семья и школа.
При выборе профессии особого риска необходимо учитывать следующие аспекты:
- в целях достижения результатов работы будущий специалист должен стремиться к применению имеющихся у него способностей, навыков и сил в процессе деятельности;
- понимание собственных идеалов, мировоззрения, гражданских позиций, места в жизни, профессиональных задач, будущих планов и ожиданий от профессиональной деятельности;
- формирование определенного отношения к избранной профессии, позволяющего определить ее как высшую ценность и истинное призвание;
- ответственное отношение к исполнению служебных обязанностей;
- осознание особых условий работы и готовность к преодолению трудностей;
- постоянное повышение уровня профессионализма;
- определение профессиональной деятельности как оптимальной сферы жизни, в которой субъект желает самореализовываться.
Стоит отметить, что важными факторами, влияющими на выбор профессии, являются:
- профессиональный статус и уважение в обществе;
- достойный уровень заработной платы;
- социальные гарантии, предоставляемые государством (льготы, различные выплаты, надбавки, например, за уровень квалификации, количественный стаж службы в армии, за исполнение обязанностей, связанных с опасностью для жизни и здоровья, за доступ к государственной тайне, за физическую подготовку и так далее);
- право на получение пенсии за выслугу не менее 20 лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 о пенсионном обеспечении военнослужащих.
Вместе с тем за выбором профессии всегда скрывается выбор определенного образа жизни, а у специалистов профессий особого риска, как уже было упомянуто выше, образ жизни всегда связан с опасностью, напряженной работой, высоким риском для жизни и здоровья, в связи с чем необходимо учитывать влияние на процесс профессионального самоопределения внутренних и внешних факторов. Указанные факторы должны быть в равновесии, так как чем больше подросток видит и анализирует их наличие, тем больше его выбор будет свободным и обоснованным. Также стоит обратить внимание на мотивационную сферу учащихся, которое воздействует на процесс принятия решения в отношении той или иной профессии, и имеющиеся ценности, безусловно, влияющие на более глубокое осознание значимости процесса профессионального самоопределения.
Таким образом, проблема профессионального самоопределения среди молодежи в современных реалиях является одной из самых актуальных. Желание стать специалистом в профессиях особого риска и благоприятное отношение к какой-либо сфере деятельности складывается на основании определенных мотивов и целей, причем стремление к материальному достатку не является доминирующим. Генерал Н.А. Морозов в 1907 году говорил: «Служба наша, в конце концов, идейная, потому что нет таких денег, которыми бы можно купить жизнь человека, и не за деньги отдает офицер свою жизнь для блага Родины» [4, с. 307].
Литература
1. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб.пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2008. 256 с.
2. Экстремальная психология в особых условиях деятельности: монография / под науч. ред. Б.Г. Бовина, А.В. Кокурина, А.М. Ракова; ФКУ НИИ ФСИН России, ФЭП МГППУ, Академия ГПС МЧС России, ОСИ ФСКН России. М., 2015. 514 с.
3. Караяни, А.Г. Сулимов, Ю.Г. Военная профессиология. М. : Военный Университет, 2004. 276 с.
Морозов Н. К вопросу обновления армии. Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / сост. А.И. Каменев, И.В. Домнин,
Ю.Т. Белов, А.Е. Савинкин, ред. А.Е. Савинкин. М.: Военный ун-т: Русский путь. 2000. 639 с.