Аннотация
В данной статье описывается проблема учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов, специализирующихся в области экстремальной психологии. Дается характеристика деятельности психолога служебной деятельности и приводятся личностные и профессионально важные качества, которыми должен обладать специалист данной профессии. Рассматриваются факторы, влияющие на изменение учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов, специализирующихся в области экстремальной психологии.
Ключевые слова:деятельность, эффективность, экстремальная психология, специалисты опасных профессий, учебно-профессиональная мотивация, мотивационная сфера, компетентность, мотив, потребности.
Экстремальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных, экстремальных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии ставят задачей разработку мер защиты от травмирующего воздействия различных психогенных факторов, а также усовершенствование психологического отбора кандидатов для работы в экстремальных условиях [6].
На данный момент наблюдается увеличение спроса различных структур и подразделений на высококвалифицированных специалистов в области экстремальной психологии, которые способны оказать эффективную помощь пострадавшим в зоне различных чрезвычайных ситуаций, а также провести постстрессовую терапию для сотрудников опасных профессий. Профессионал в сфере экстремальной психологии должен владеть методами профилактики, диагностики и коррекции негативных состояний, которые возникают у специалистов в процессе работы в опасных условиях, например, в зонах автомобильных, авиационных, техногенных катастроф, стихийных бедствий, а также при устранении социально-психологических последствий террористических актов. Помимо работы с сотрудниками экстремальных профессий, такие специалисты оказывают экстренную психологическую помощь пострадавшим и осуществляют посткризисную психологическую помощь [6].
Именно поэтому практический психолог служебной деятельности, помимо глубоких профессиональных знаний, навыков и опыта, должен обладать следующими личностными качествами: активность, инициативность, смелость, решительность, целеустремленность, умение выделять главное, умение прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность, чувство ответственности за свои действия и поступки, организованность, собранность, аккуратность в работе, коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха[7].
Качествами, которые значительно снижают эффективность работы психолога служебной деятельности и значимость его социально-психологического взаимодействия с другими лицами, являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.
Помимо перечисленных выше качеств личности, которые имеют прямое отношение к различным видам деятельности практического экстремального психолога, эффективность его труда во многом зависит от мотивационной сферы личности, а именно: в какой степени в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, с которыми ему необходимо контактировать.
Становление студента в качестве специалиста происходит именно в процессе учебной деятельности, где наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования с целью развития у студентов высокого уровня учебно-профессиональной мотивации [4].
Учебно-профессиональную мотивацию определяют, как частный вид общего понятия «мотивация», которая включена в конкретную деятельность - деятельность учения и освоения профессионально важных качеств и навыков. Наравне с любым другим видом мотивации, она характеризуется рядом специфических факторов, характерных для деятельности, в которую она включена.
Увеличение значимости и роли экстремальной психологии в современном мире поставило на первый план задачу совершенствования профессионального образования студентов-психологов. Для решения этой задачи необходимо более детально изучить то, каким образом влияет содержание обучения студентов на развитие их учебно-профессиональной мотивации, как изменяется отношение учащихся в вузе к профессиональной деятельности психолога служебной деятельности, а также какие именно условия будут способствовать тому, чтобы будущая профессиональная деятельность приобрела для молодых людей ценность и важность уже на начальных этапах их профессионального развития.
Мотивация учебно-профессиональной деятельности не является однородной и зависит от значительного числа факторов, которые включают в себя индивидуальные особенности учащихся, развитие студенческого коллектива, социальную активность студента и т.д. [1]. С другой стороны, представляя собой психическое явление, мотивация поведения человека, всегда является отражением взглядов, установок, ценностных ориентаций той социальной группы, общности, представителем которой является личность.
Изучая учебно-профессиональную мотивацию, необходимо учитывать, что понятие мотива тесно взаимосвязано с такими понятиями, как цель и потребность. Они взаимодействуют в личности человека и поэтому получили обобщенное наименование «мотивационная сфера». Под этим термином в научной литературе подразумеваются все виды побуждений: интересы, цели, потребности, склонности, стимулы, установки мотивы [3;8].
Существование различных видов компетентности, в том числе включающие в себя общие межпрофессиональные компоненты, является очень важным фактором для развития студента как профессионала. А именно:
· специальная компетентность – умение работать с компьютером и оргтехникой, чтение технической документации и способность к планированию производственных процессов;
· личностная компетентность – способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;
· индивидуальная компетентность – мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.
В связи с ростом экстремальности по всему миру, появился ещё один вид компетентности – «экстремальная профессиональная компетентность», когда человек подготовлен к работе во внезапно усложнившихся условиях и обладает такими качествами, как стрессоустойчивость, ответственность, умение быстро принимать решения и т.д. Специалисты экстремальной психологии, владеющие этими и близкими по значению психологическими качествами, более, чем другие, готовы к смене профессиональной деятельности, к более осмысленному и целенаправленному развитию своих навыков, а также им меньше угрожает безработица, что крайне важно в современных условиях подготовки специалистов.
Формирование мотивации учебно-профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации.
Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности студента-психолога находят свой предмет в профессиональной деятельности, в следствие чего его мотивация наполняется профессиональным содержанием. Студент оценивает свою профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней наибольшего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов будущего профессионала, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Специалист достигает наивысшей эффективности тогда, когда его профессия приобретает для него смысл, определяемый личностной значимостью профессии для данного конкретного студента [5].
Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. В психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, которые связаны с самим процессом труда, и внешние мотивы, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет студенту удовольствие, а также направляет личность на приобретение новых профессиональных знаний, умений и навыков. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для личности студента факторы, такие как: материальная выгода, социальное признание и т. д.
Таким образом, становление студента-психолога, как специалиста, происходит именно в процессе учебной деятельности, где наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования с целью развития у студентов высокого уровня учебно-профессиональной мотивации [4].
Литература
1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 2013. – 122 с.
2. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов // Вопросы психологии, 2011. - № 4.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. – 508 с.
4. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 1980. - С. 5 - 13.
5. Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе»/ Н. В. Комусова - Л., 1983 - 236 с.
6. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. - 319 с.
7. Сечко А.В. Психологические аспекты аттестации военнослужащих: Учебно-методическое пособие. - М: ВУ, 2005. - 92 с.
Сечко А.В., Базаева М.А. Трудовая мотивация менеджеров среднего звена в коммерческой организации.Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции 25 марта 2017 г. / кол. авторов ; под ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. — Москва: РУСАЙНС, 2017. — СС.118-122.