Причины межличностных конфликтов среди курсантов, Юрковская Т.Г.

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме выявления основных возможных причин межличностных конфликтов среди курсантов. В статье поднимается тема значимости этой проблемы как для самих курсантов, так и для педагогического коллектива, работающего с ними. Далеко не всегда курсантами осознается необходимость оптимального решения, возникшей конфликтной ситуации. Понимание причин этих конфликтов может способствовать их конструктивному разрешению.

Ключевые слова:конфликт, межличностные отношения, коллектив, взаимодействие, факторы, социально-психологическая компетентность.

 

На сегодняшний день в общественных науках принято рассматривать конфликты как неизбежное явление жизни в обществе, которое вытекает из свойств человеческой природы. Конфликтной ситуацией считается трудная ситуация социального взаимодействия. Чаще всего к конфликту приводит неумение действовать в подобной ситуации, т.е. низкий уровень социально-психологической компетентности[1].

В своем большинстве межличностные конфликты в группах курсантов так или иначе связаны с совместной деятельностью или представляют собой трудные ситуации межличностных взаимоотношений. Межличностные отношения курсантов опосредованы содержанием и целями совместной жизнедеятельности, характером руководства, особенностями среды, организации жизни и быта. Жизнедеятельность воинского коллектива имеет значительные отличия от других учебных групп, в связи с особой спецификой. Конфликты возникают на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборств разных мнений, интересов, побуждений, желаний, надежд, стилей жизни и личностных особенностей. Все это нарушает личностную или межличностную гармонию курсантов путем каждодневной эскалации соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений[3].

Специфика таких конфликтов заключается в существенных изменениях в психологических и социальных процессах. В частности, определено как влияет та или иная стратегия решения конфликтов на длительность и содержание адаптации личности курсанта-первокурсника к новым условиям обучения.

Далеко не всегда курсантами осознается необходимость оптимального решения, возникшей конфликтной ситуации, они нечетко понимают критерии выбора той или иной позиции, совершая неосознанно переход из одной позиции в другую. Следствием этого является интуитивное либо импульсивное решение, которое не позволяет разрешить конфликтную ситуацию, а, наоборот, приводит к усугублению отношений между курсантами[4].

Часто, в силу своего молодого возраста и недостаточности опыта курсанты оказываются неготовыми к конструктивному разрешению возникших конфликтов, они могут не знать о существовании нескольких способов и десятков приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций не в ущерб собственным интересам, также они не имеют навыков и умений применения их на практике, не обладают достаточным уровнем психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия.

Ввиду того, что жизненный опыт не велик, у курсантов проявляется склонность свое поведение проверять через оценки окружающих. Оценочный компонент определяет характер и содержание поведения участников конфликта, так как представления о себе и других основываются не только на «чистой» рефлексии, но и на определенном жизненном и служебном опыте[5].

Основные внешние факторы, которые влияют на развитие конфликтов в курсантской среде:

—      относительная пространственная ограниченность жизнедеятельности и разнообразия социальных связей курсантов внутри образовательного учреждения;

—      высокая интенсивность и нередко формализованный характер социального взаимодействия в курсантском коллективе;

—      преимущественно административно-командный стиль взаимоотношений офицеров — командиров курсантских подразделений и преподавателей с курсантами.

Внутренними факторами, приводящими к межличностным конфликтам, являются:

—      личные антипатии и психологическую несовместимость с отдельными членами замкнутого коллектива;

—      психологическая усталость от взаимодействия с ограниченным кругом людей;

—      низкая культура общения и взаимоотношений;

—      психологические особенности юношеского возраста – борьба за престиж и влияние в коллективе, маскулинность поведения.

Данные факторы повышают агрессию и низкий уровень толерантности большинства курсантов[2].

Таким образом можно выделить основные группы возможных причины межличностных конфликтов, встречающиеся в коллективах курсантов.

Во-первых, конфликты могут возникать из-за особенных условий быта и взаимодействия курсантов, отличающихся от условий взаимодействия обычных студентов и учащихся. К этой группе причин относятся, например, совместное проживание и регламентированный распорядок дня, т.к. не все курсанты оказываются готовы к подомным условиям в силу своего воспитания и бытовых привычек.

Следующая группа причин связана с недостаточностью социального опыта и возрастных особенностей подростков (курсантов). К ней можно отнести импульсивность, непринятие чужого мнения и авторитета, а также стремление к лидерству без должного осознания ответственности занимаемой позиции.

И наконец, причины, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью курсантов. К ним относятся высокие требования, предъявляемые к курсантам в процессе обучения, большой объем необходимой теоретической базы и высокая интенсивность обучения. Не все курсанты обладают необходимыми эмоциональными, психологическими и физическими ресурсами, чтобы стойко выдерживать такого рода нагрузки, в следствие чего могут появляться стрессовые ситуации, способные спровоцировать конфликтное поведение.

Литература

1.                 Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология: Учебник для вузов.  СПб., Питер, 2007.

2.                 Елагина В.С.Изучение агрессивности и враждебности у курсантов военного вуза. [Электронный ресурс]. 2015. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17902 (дата обращения: 2.10.2018).

3.                 Муслимов, А.М.Особенности конфликтного поведения курсантов и педагогические условия профилактики межличностных конфликтов в образовательном процессе военных учебных учреждений. Армия и общество: Психология, 2015. N7.  С.78-82.

4.                 Синеок, В.В.Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения: автореф. дис. ... канд. психол. Наук.  М., 1997.  19с.

5.                 Осипов, С.А.Педагогическая профилактика межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук.  СПб., 2006.  20с.

6.                 Сечко А.В., Герцель С.П. Неуставные взаимоотношения как разновидность девиантного поведения военнослужащих ВС РФ.// Соискатель. Приложение к научному журналу «Вестник Военного университета», 2007. - №3. – С. 26-32.

Сечко А.В. Психологические аспекты аттестации военнослужащих: Учебно-методическое пособие. - М: ВУ, 2005. - 92 с.