Аннотация
В настоящее время прием на государственную гражданскую службу в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляется без учета психологических критериев кандидата на должность. Использование профессиограммы позволит на первоначальном этапе проводить качественный профессиональный отбор, а в последующем и профессионально-психологическую подготовку сотрудников Ространснадзора.
Ключевые слова:транспорт, Ространснадзор, государственный транспортный инспектор, профессиограмма, психограмма, контрольно-надзорная деятельность.
Транспорт является важнейшей составляющей частью хозяйства в экономике России, развитие которой требует совершенствование механизма управления транспортной системой.
В 1991 году, в целях выполнения разрешительных и контрольно-надзорных функций на транспорте, в структуре Министерства транспорта Российской Федерации была создана Российская транспортная инспекция, позднее (в 2004 году) преобразованная в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) [1].
В связи с тем, что сотрудники Ространснадзора осуществляют разрешительные и контрольно-надзорные функции в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене [3], к ним, безусловно, предъявляются повышенные требования при решении профессиональных задач, к их способности к адекватному, осознанному уровню риска, ответственности за свои действия и т.д.
Осуществление контрольно-надзорной деятельности сотрудников Ространснадзора сопряжено с повышенной социальной и профессиональной ответственностью сотрудника за свои действия. Несение государственной гражданской службы в подразделениях Ространснадзора нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с самым разным контингентом граждан и требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск.
Сформировавшаяся концепция прохождения государственной гражданской службы в Ространснадзоре предполагает замещение должностей на основе механизма отбора, комплектования, а также расстановки кадров в полном соответствии с принципами объективности, состязательности, профессионализма и антикоррупционности.
Неоднократное реформирование Ространснадзора в течение последнего десятилетия, отсутствие исследований профессиографического описания основных видов деятельности и диктуемое запросами практики совершенствование морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников определили необходимость переосмысления методологического подхода, который лежит в основе управления кадрами государственного органа.
Для успешности профессиональной деятельности государственному транспортному инспектору помимо фундаментальных знаний как российского, так и международного законодательства, требуются знания в области психологии служебной деятельности, поскольку одной из ее задач является выявление рационального соотношения между личностью и требованиями, которые к ней предъявляются соответствующей профессией.
Для решения этой задачи необходимо проведение профессиографического исследования на основе описания профилей профессиональных компетенций в разрезе основных видов деятельности Ространснадзора.
В настоящее время необходим компетентностный подход для формирования высококвалифицированного кадрового состава, в том числе кадрового резерва, а также для управления кадрами в подразделениях Ространснадзора, включая его территориальные органы. Вместе с тем проблема профессиональной деятельности сотрудников Ространснадзора в психологическом аспекте как таковая не изучалась, в то время, как потребность в ее оптимальном осуществлении достаточно велика.
При организации проведения настоящего исследования был использован накопленный теоретический и эмпирический материал по проблемам личностно-профессионального развития, профессиональной компетентности, оптимизации профессиональной деятельности и повышения ее эффективности и т.д. (O.Е. Анисимов, А.Я. Анцупов, В.Г. Асеев,
A.A. Деркач, В.Н. Дружинин, Л.И. Катаева, Е.А. Климов, Н.И. Конюхов,
К.К. Платонов и др.).
При составлении профессиограммы государственного транспортного инспектора были отражены особенности осуществления деятельности государственных транспортных инспекторов, в том числе в части места осуществления деятельности, квалификационных требований, основных функциональных обязанностей.
Разрешительная деятельность осуществляется по месту нахождения межрегионального управления, контрольно-надзорная деятельность осуществляется в зависимости от вида проверочных мероприятий [2]: документарные проверки - по месту нахождения органа государственного контроля (надзора); выездные проверки – по месту нахождения проверяемого субъекта; проверки без взаимодействия с хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозочную деятельность – на транспортных объектах (в автобусах, на дорогах общего пользования, на борту воздушного судна, в железнодорожных вагонах и т.д.); транспортный и весогабаритный контроль – на стационарных и передвижных контрольных пунктах.
Квалификационные требования государственных транспортных инспекторов определены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также должностным регламентом.
К основным функциональным обязанностям государственного транспортного инспектора относится: контроль и надзор за реализацией юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области гражданской авиации, использования воздушного пространства, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, дорожного хозяйства, мер по обеспечению безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; обеспечение транспортной безопасности; готовность аварийно-спасательных служб и формирований субъектов транспортного комплекса и т.д. [4,5].
Государственные транспортные инспектора при осуществлении контрольно – надзорной деятельности осуществляет следующие полномочия:
- производят осмотр транспортных объектов и транспортных средств, посещает служебные и производственные помещения субъектов транспортного комплекса;
- проводят проверки субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и иную, связанную с транспортным процессом, деятельность;
- запрашивают у субъектов транспортного комплекса необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию;
- участвуют в проведении расследования происшествий (инцидентов);
- проводят проверки воздушных судов, осуществляющих полеты над территорией или за пределы территории Российской Федерации;
- сопровождают воздушное судно во время полета при наличии информации о возможности нарушения на воздушном судне требований авиационной безопасности;
- осуществляют мероприятия по весовому контролю;
- осуществляют мероприятия по транспортному контролю;
- применяют предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений субъектами транспортного комплекса требований в установленной сфере деятельности, а также меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;
- составляют протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления;
- выдают юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств (далее - предписания), и проверяет их исполнение;
- осуществляют иные полномочия, установленные действующим законодательством [4,6].
В соответствии с должностным регламентом, государственным транспортным инспекторам установлен ненормированный рабочий день. Кроме того, с учетом выполнения конкретных должностных обязанностей, государственному транспортному инспектору может быть установлен сменный график работы.
Кроме того, были изучены работы, посвященные психологическим особенностям служебной деятельности сотрудников различных служб исполнительной власти и личностные качества, обеспечивающие успешную адаптацию и готовность к различным видам оперативно-служебной деятельности
(Б.Г. Бовин, В.Е. Петров, М.И. Марьин, Т.А. Хрусталева, И.О. Котенев и др.) [7,8].
В целях выделения индивидуально-психологические свойства личности, характерных для сотрудников Ространснадзора (государственных транспортных инспекторов) был реализован метод экспертных оценок. Руководящему составу Ространснадзора Центрального аппарата, территориальных подразделений (Республика Башкортостан, Ростовская область, Приморский край) был предложен опросник Липмана [9] с целью выявления индивидуально-психологических свойства, необходимых сотрудникам Ространснадзора для эффективного выполнения возложенных полномочий.
На диаграмме 1 представлено ранжирование свойств личности, необходимых сотрудникам Ространснадзора, полученных в ходе экспертного опроса.
На основании результатов проведенного экспертного опроса было установлено, что для эффективного выполнения возложенных полномочий государственные транспортные инспектора должны обладать, в первую очередь, мыслительными, волевыми и коммуникативными свойствами личности.
В части мотивационно-ценностных особенностей государственный транспортный инспектор должен обладать высоким уровнем правосознания, социальной ответственностью, честностью, мужеством, уважением к субъектам контроля (надзора), принципиальностью, объективностью, непредвзятостью, добросовестностью, быть исполнительным, дисциплинированным,
К интеллектуальным качествам можно отнести умение анализировать и оценивать деятельность перевозчиков, способность действовать и принимать необходимые меры при нестандартных ситуациях, способность рассматривать проблему с разных точек зрения, уметь выделять приоритеты, решать множество профессиональных задач и др.
Государственный транспортный инспектор должен обладать профессиональной наблюдательностью, способностью длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители, уметь распределять внимание при выполнении нескольких задач.
Кроме того, он должен обладать способностью легко запоминать словесно-логический материал, иметь способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации, с возможностью ее воспроизведения при необходимости; уметь доступно разъяснять подконтрольным субъектам их права и обязанности, требования действующего законодательства, уметь вести диалог в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности, особенно при напряженных и конфликтных ситуациях, быть способным к быстрому установлению психологического контакта с подконтрольными субъектами, в том числе водителями, пилотами и т.д.
Эмоциональными особенностями государственного транспортного инспектора являются: уравновешенность, самообладание, особенно в конфликтных ситуациях, эмоциональная устойчивость при принятии решений в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности, устойчивость к повышенным нервно-эмоциональным нагрузкам.
Литература
1. Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 г. № 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 04 октября 2013 г. № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственномконтроле (надзоре) в области транспортной безопасности»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»;
7. Марьин М.И., Мальцева Т.В., Петров В.Е. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности. Учебно-методическое пособие. – Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. – 195 с.
8. Бовин Б.Г. Экстремальная психология в особых условиях деятельности (монография). М., 2015.- 514 с.
9. http://talant-portal.sfedu.ru Абакумова И.В., Бабиянц К.А. Учебно-методическое пособие для преподавателей и специалистов, работающих в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования, направленной на подготовку одаренных подростков и лиц юношеского возраста. Модуль 3 «Диагностика технического профиля»