Особенности экстремальной деятельности пенитенциарных психологов, оказывающих психологическую помощь ВИЧ – инфицированным осужденным, Ганишина И.С., Кряжева А.Ю.
Медиатека
Экстремальные виды деятельности
Ресурсы по экстремальной психологии

Особенности экстремальной деятельности пенитенциарных психологов, оказывающих психологическую помощь ВИЧ – инфицированным осужденным, Ганишина И.С., Кряжева А.Ю.

Аннотация

В статье рассмотрена специфика деятельности пенитенциарных психологов уголовно-исполнительной системы. Оказание психологической помощи ВИЧ-инфицированным осужденным в местах лишения свободы относится к экстремальным видам деятельности, а потому требует специального изучения и особого подхода. Знание некоторых особенностей этой деятельности позволит оптимизировать работу пенитенциарных психологов  в местах лишения свободы.

Ключевые слова:экстремальная деятельность, уголовно-исполнительная система, психологическая помощь, пенитенциарный психолог, места лишения свободы,   ВИЧ-инфицированные осужденные.

 

В местах лишения свободы, характеризующихся высокой напряженностью и конфликтностью, экстремальная деятельность пенитенциарных психологов уголовно-исполнительной системы, оказывающих психологическую помощь ВИЧ-инфицированным осужденным, не достаточно изучена. По данным ФСИН России в исправительных учреждениях на 1 марта 2019 года содержалось 558778 человек, из них  свыше   20%  -  ВИЧ - инфицированные осужденные [1].

Статистика последних лет свидетельствует, что сегодня в местах лишения свободы наблюдается тенденция роста числа ВИЧ - инфицированных осужденных. ВИЧ-инфекция является заболеванием, угрожающим жизни и здоровью человека, накладывающим существенные ограничения на его жизненные перспективы, разрушающим одну из его основных базовых потребностей - потребность в безопасности, что приводит к формированию внутренних переживаний, появлению различных страхов и развитию негативных эмоциональных состояний (повышенная тревожность, депрессия, фрустрация), а также множественным изменениям в системе отношений личности к себе, жизни и смерти, а также к лечению.

В последние годы преимущественно зарубежными учеными (Бройтигам В., Кристиан П., Рад М., 1999; Futterman A.D. etal., 1996; Kiecolt-Glaser J.K. etal., 1991; Glaser K. etal., 2000 и др.) установлено, что депрессивные состояния, хронический стресс и нездоровый образ жизни неблагоприятно сказываются на состоянии иммунной системы человека. По данным Evans D.L .etal., 2008; Howlandetal.,2009; Dentino A.N. etal., 2008,  тяжелые жизненные стрессы оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье ВИЧ - инфицированных, почти в четыре раза увеличивая вероятность ускоренного развития СПИДА.

По мнению Ликкен Д., развитие заболеваний, связанных со СПИДом, наступает быстрее, если пациент в качестве типичной копинг - стратегии использует отрицание, подавляет проявление гнева, демонстрирует чувство вины или недавно пережил стрессогенные события (Ликкен Д., 2007).             В других зарубежных исследованиях было обнаружено, что наличие депрессивного состояния на начальном этапе ВИЧ - инфекции связано с возрастанием риска прогрессирования болезни (Maes M. et. al., 2005), медленным подавлением вируса (Maes M. et. al., 2007) и приближением риска летального исхода (Kiecolt-Glaser J.K. et. al., 2005).

Как показывает практика, ВИЧ-инфицированные осужденные сильнее, чем другие категории осужденных, подвержены различным психическим и соматическим заболеваниям (туберкулез, гепатит и др.), отрицательным психическим состояниям, а потому нуждаются в специальном психологическом сопровождении.

Согласно действующему законодательству, в Российской Федерации ВИЧ-инфицированные осужденные имеют все гражданские права на получение любого вида помощи: медицинской, юридической, психологической, социальной. В контексте рассматриваемой проблемы особый интерес представляет оказание психологической помощи пенитенциарными психологами ВИЧ-инфицированным осужденным в местах лишения свободы.

В создавшихся условиях деятельность пенитенциарных психологов имеет ряд следующих экстремальных особенностей:

  1.  Она сопряжена с высоким риском для жизни не только с точки зрения возникновения возможных эксцессов, но в рамках возможного приобретения ВИЧ-инфекции, поэтому сотруднику необходимо не только выполнять все правила личной гигиены, но и соблюдать повышенные меры предосторожности, считая всех осужденных потенциальными носителями ВИЧ- инфекции.
  2. По мнению психологов-практиков уголовно-исполнительной системы,  осужденные с  ВИЧ-положительным статусом  являются  одной из самых сложных и уязвимых категорий  с точки зрения их психологического сопровождения.

Большая часть ВИЧ-инфицированных осужденных (более   60 %) сразу после поступления в исправительное учреждение впервые узнает о своем заболевании, что является причиной суицидов, членовредительства, потери интереса к жизни, общего снижения тонуса. Задача психолога  на первоначальном этапе – уметь оказать грамотную психологическую помощь, найти подход к личности ВИЧ-инфицированного осужденного, помочь постигнуть смысл собственной жизни [2], доказать, что жизнь продолжается. Усилия пенитенциарных психологов должны быть направлены на формирование правильного отношения к течению заболевания и возникающим в связи с этим трудностям.

3. Дифференциация оказываемой ВИЧ-инфицированному осужденному психологической помощи в зависимости от стадии медикаментозного лечения.

Понимание того, что ВИЧ-инфекция является заболеванием, угрожающим жизни и здоровью человека, накладывающим существенные ограничения на его жизненные перспективы, разрушающим одну из основных базовых потребностей человека - потребность в безопасности, что приводит к формированию внутренних переживаний, появлению страхов и развитию негативных эмоциональных состояний (повышенная тревожность, депрессия, фрустрация и пр.), а также множественным изменениям в системе отношений личности к себе, жизни и смерти, а также к лечению. На втором этапе чрезвычайно важным является улучшение их психоэмоционального состояния, повышение жизненного тонуса, самооценки, изменение отношения к своей болезни, подготовка ВИЧ – инфицированных принимать антиретровирусную терапию, что позволит повысить их иммунный статус и увеличить продолжительность жизни.

В связи с тем, что прием антиретровирусных препаратов (ифавиренц; саквинавир; атазанавир; ставудин; зидовудин) обладают депрессогенным эффектом, у ВИЧ-инфицированных осужденных это может усилить уже имеющуюся депрессию, для которой характерны следующие симптомы: подавленное настроение в течение двух и более недель, потеря интереса к жизни, усталость, потеря энергии, отсутствие аппетита, бессонница или повышенная сонливость, чрезмерное, неоправданное чувство вины, неспособность сосредоточить внимание на чем-либо, повышенная возбудимость, раздражительность, навязчивые мысли о смерти, попытки самоубийства, чувство беспомощности и безнадежности [3]. Поэтому чрезвычайно важным на третьем этапе является работа пенитенциарного психолога по борьбе с депрессивными проявлениями ВИЧ – инфицированных осужденных с помощью арт-терапии, музыкотерапии, песочной терапии, сказкотерапии. В связи с тем, что у ВИЧ – инфицированных осужденных нарушен образ Я, в качестве психокоррекционных технологий психологического сопровождения ВИЧ – инфицированных осужденных на заключительном (четвертом) этапе оказания психологической помощи эффективным выступает применение техник телесно-ориентированной терапии. Использование телесно-ориентированной терапии позволит снизить конфликтность, агрессивность, повысить самооценку, улучшить психоэмоциональное состояние ВИЧ – инфицированных осужденных, что положительно скажется на общем состоянии их здоровья.

 

Литература

  1. Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://fsin.su(дата обращения : 11.02.2019).
  2. Корнеева Г.К. Психологические особенности смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных осужденных в условиях лишения свободы: автореф. дис. … канд психол. наук : 19.00.06/ Корнеева Калина Константиновна. – Рязань, 2004. – 24 с.
  3. Ганишина И.С. Личностные особенности ВИЧ-инфицированных осужденных: анализ эмпирического исследования //  Глобальный научный потенциал. 2016. № 10 (67). С. 10-12.