Аннотация
В данной статьеотражена деятельность работников правоохранительных органов в рамках напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах, связанных с применением оружия. Для подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях, важно выявить типы их психологической готовности. В результате разработана типология психологической готовности к экстремальным ситуациям у сотрудников дорожно-патрульной полиции, которая позволит более корректно составлять программы психологической подготовки, учитывать индивидуально-психологические особенности сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: экстремальные ситуации, типы реагирования, стресс-факторы, воздействие, напряжение.
Деятельность сотрудников полиции протекает нередко в напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах, связанных с применением оружия. Так, дорожное автомобильное движение является потенциально экстремальной ситуацией, т.к. содержит в себе скрытую угрозу возникновения ДТП. Объективные условия (погодные, дорожные), а также субъективные (обилие нарушителей правил дорожного движения, невнимательность водителя и пр.) могут стать причиной возникновения опасности. [1]
Экстремальные ситуации возникают в жизни практически каждого человека. Они сопряжены с переживаниями и напряжениями, чреваты тяжелыми последствиями в жизни. Экстремальными называются ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. С 90-х годов активизировались исследования экстремальных проблем в юридической психологии. В 1995-1997 гг. появились разработки А.В.Буданова и А.И. Папкина, а позже А.М. Столяренко, которые в последующие годы стали внедряться в практику [2]. Экстремальная психология – одно из наиболее актуальных направлений юридической психологии, которая занимается психологическим анализом поведения сотрудников полиции в экстремальных ситуациях, подготовкой к ним и проблемами совершенствования того и другого. По мнению В.Н. Смирнова, психологическая подготовка в органах внутренних дел является составной частью профессиональной подготовки и видоизменяется в соответствии с этапами службы сотрудников. Она входит в структуру первоначальной подготовки, систему служебной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. В связи с профессиональной направленностью психологической подготовки в органах внутренних дел на практике чаще используется термин «профессионально-психологическая подготовка» Профессионально- психологическая подготовка- это процесс, направленный на формирование внутренней готовности, создание оптимального состояния, способствующий достижению высоких результатов в экстремальных и критических обстоятельствах [3]. Таким образом, обладая высоким уровнем психологической подготовленности к деятельности в экстремальных ситуациях, сотрудники дорожно-патрульной полиции проявляют адекватное поведение и действия, успешное выполнение служебных задач во время несения службы.
В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности сотрудников дорожно-патрульной полиции, связанная с задержанием преступников, применения оружия, обеспечение правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и экстремальных ситуаций. Программы психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов к действию в экстремальных ситуациях в большей степени носят общий характер, без учета типов реакций человека на ситуацию. Важно отмечать не только типы реакций на экстремальные ситуации, но и рассматривать типы психологической готовности сотрудников, что позволит учесть в выстраивании программы подготовки к поведению и реагированию в экстремальных ситуациях. Представленная типология позволит мониторить психологическое состояние сотрудников правоохранительных органов, что будет способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания, а также предупреждению деструкций в поведении, что является значимой проблемой для данного вида профессий. Так, на примере 2017 года, при исполнении служебных обязанностей погибло 764 сотрудника правоохранительных органов. Попав в экстремальные условия, каждый работник правоохранительных органов испытывает большие, а порой и предельные нагрузки, наблюдая за всем происходящим и выполняя необходимые профессиональные действия. Он много и напряженно размышляет, оценивает, делает для себя выводы, принимает решения, продумывает способы поведения и действий, мобилизует собственные силы и возможности, преодолевает внутренние трудности и колебания, подчиняет свое поведение долгу, решению поставленных задач и т.п. То, что происходит в его психике, неизбежно отражается на качестве его профессиональных действий, причем не однозначно доказано экспериментами и на практике, что экстремально-психологические факторы оказывают положительное влияние на психику профессионала правоохранительных органов, если он хорошо подготовлен морально- и профессионально-психологически.
Отрицательные проявления в психической деятельности адекватно отражаются на действиях и поступках. При дальнейшем росте интенсивности психического напряжения под влиянием возникших отрицательных психологических явлений начинают появляться ошибки даже в отработанных умениях и навыках, их число постепенно увеличивается, а сами они делаются более грубыми; результативность быстро уменьшается. При возникновении предельного напряжения появляются грубейшие ошибки (например, водитель автомашины вместо педали тормоза нажимает на педаль газа, а потом, если остается в живых, никак не может объяснить, почему он это сделал); всякие инструкции и рекомендации «вылетают из головы»; возникают проявления откровенной трусости, отказа от выполнения рискованных поручений, обмана, нечестности, безволия и др. Если перенапряжение продолжает увеличиваться и дальше переходит критическую точку, наступает запредельное напряжение и происходит срыв психической деятельности - потеря способности понимать окружающее и отдавать отчет в своем поведении. Срыв может выражаться в тормозной форме (ступор, психологический шок, оцепенение, безразличие, полная пассивность и равнодушие, потеря сознания и др.) или истерической (паническое, бессмысленное, хаотическое поведение). Отрицательные явления возникают в плохо подготовленных группах: нездоровые и пессимистические настроения, слухи, недовольство, отрицательные мнения, ослабление дисциплины, нарушения уставных и служебных норм поведения, склонность к неумеренному употреблению спиртного, конфликты во взаимоотношениях, паника, а также может способствовать профессиональной деформации личности.
Психологическая подготовка является составной частью профессиональной подготовки и видоизменяется в соответствии с этапами службы сотрудников. Она входит в структуру первоначальной подготовки, систему служебной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Поэтому при разработке программ психологической подготовки необходимо учитывать типы реагирования на экстремальные ситуации при исполнении служебных обязанностей. Нами представлены типы реагирования на экстремальные ситуации (условно-образное обозначение) (рис. 1).
На основании типов реагирований к экстремальным ситуациям, разрабатывается универсальная программа психологической готовности сотрудников дорожно - патрульной полиции к экстремальным ситуациям.
Обращаясь к зарубежному опыту подготовки сотрудников правоохранительных органов, имеющему разработанность проблемы, необходимо отметить, что специалистам в последние годы предпринимаются активные попытки обновления концепции деятельности полицейских органов, где уделяется внимание, прежде всего, профессиональной направленности подготовки сотрудника полиции и вопросам обеспечения личной безопасности.
Рисунок 1 Классификации типов реагирования на экстремальные ситуации.
В ряде зарубежных стран, в частности в США, обучение «стратегиям безопасности» стало обязательной частью обучения полицейских. Разработаны и внедрены специальные учебные курсы «Willtosurvive» («Воля и выживание»), где рассматриваются тактики и приемы обеспечения личной безопасности. Они являются постоянным компонентом профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов. Немецкие специалисты считают основным методом для разработки эффективной программы обучения полицейских
обеспечению личной безопасности анализ уголовных дел, служебных расследований, связанных с гибелью сотрудников силовых структур.
Потребность в реализации подобных программ с учетом типологии реагирования на экстремальные ситуации обозначается в деятельности правоохранительных органах. Не все методы и приемы адаптированы к профессиональной деятельности сотрудников дорожной полиции, которая опирается на менталитет, в том числе и граждан РК, установки, модели поведении. Нами разрабатывается на основе типологии реагирования на экстремальные ситуации модель психологической подготовки к деятельности, которая позволит повысить качество несения службы в правоохранительных органах, проявлять ответственность по реализации профессиональных обязанностей, в том числе, повысить доверие к правоохранительным органам у населения. Работа над компетенциями, которые необходимы в стрессовых ситуациях, экстремальных или эмоционально-насыщенных, будет способствовать профилактике эмоционального выгорания, деструктивного поведения, снижения конфликтов как в профессиональной деятельности, так и в личной. А, следовательно, это сохранение семей, воспитание достойного поколения.
Данная типология может способствовать повышению профессиональной подготовки, переподготовки, профессиональному отбору в правоохранительные органы, что является важным критерием повышения имиджа госслужащих. А также повышению безопасности граждан и личного состава, может выступить как учебный материал для специалистов, занимающихся проблемой формирования психологической устойчивости к деятельности в стрессовых, экстремальных ситуациях.
Литература
1. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология / А.М.Столяренко. - М.- 2001.
2. Столяренко А.М. Психология и педагогика / А.М.Столяренко. - М.-2001
3. Столяренко А.М. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел / А.М.Столяренко. - М.- 1987.
4. Туманов В.Д. Психология готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях / В.Д. Туманов.- М.:Домодедово.- 1993.
5. Александровский Ю.А. Психогении в экстремальных условиях / Ю.А.Александровский.- М.- 1991.
Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях / Е.М.Черепанова. – М., 1995.