Психологические трудности профессионального становления выпускников высших образовательных учреждений МВД, Боцкалев А.А.

Аннотация

В статье рассматривается основные проблемы формирования кадрового состава МВД из числа выпускников ВУЗов МВД. Выделена значимость учета специфики управления персоналом и кадровой политики в государственных силовых структурах. Рассмотрено понятие «адаптации сотрудника» с точки зрения особенностей работы в МВД. Классифицированы основные трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты и методы их преодоления.

Ключевые слова:кадровая политика, управление персоналом, адаптация, профессионально становление, выпускник ВУЗа МВД, профессиональные трудности, стратегии поведения.

 

В современных условиях важной задачей перед структурой МВД стоит укрепление престижа и авторитета в обществе. Важнейшей составляющей, стоящей у основ эффективной работ, стоит набор и подготовка кадров. Начиная от  абитуриентов в профильные ВУЗы МВД, заканчивая  поступлением выпускников в действующих сотрудников.

Перед МВД постоянно стоит проблема стабилизации кадров в комплексе проблем кадрового обеспечения.

По нашему мнению решение абитуриентов о поступлении в ВУЗы МВД продиктовано в первую очередь призванием, так как обучение в данном профиле имеет сильные отличия от получения высшего образования в других сферах. Тем не менее, как в процессе подготовки, так и в момент поступления на службу отсеивается большое количество кандидатов. Чаще всего это связано не с желанием или нежеланием продолжать работу, а со строгими рамками отбора в МВД, а так же высокую психологическую нагрузку и уровень дисциплины, который может выдержать далеко не каждый.

Проблема изучения психологических трудностей профессионального становления выпускников вызывает интерес в связи с активной фазой развития профориентации, профотбора, аттестация кадров и точки укрепления кадрового потенциала. Существующие системы работы с кадрами существенно проработаны и изучены на сегодняшний день, но требуется постоянная модернизация и совершенствования, чтобы соответствовать скорости социально-экономического развития.

Первый этап работы в любой организации- адаптация сотрудника. И МВД не становится исключением. Изучение методов адаптации кадров является основополагающим в управлении персоналом. В России эта тема в настоящий момент имеет активный виток развития. Работодатели стали осознавать важное значение правильно выстроенной кадровой политики, и ее влияние на эффективность работы каждого отдельного сотрудника и всей организации в целом. Для различных гос. Структур развитие кадровой политики является не менее важным, хоть и обусловлено специфическими условиями и ограничениями.

Процесс адаптации молодого сотрудника МВД будет в последствии влиять на весь процесс службы в дальнейшем.

Многочисленные публикации последних лет свидетельствуют о неослабевающем интересе отечественных и зарубежных исследователей к состоянию правоохранительных органов Российской Федерации, их способности противостоять современным угрозам и вызовам, обеспечивать безопасность общества и государства, права и свободы граждан от противоправных посягательств. Происходит реорганизация и обновление кадрового состава органов внутренних дел. В этой связи, а, кроме того, в силу специфики службы и многих негативных социальных факторов (ненормированный рабочий день, несоответствие номинальной и реальной оплаты труда и др.) в органах внутренних дел кадровой текучести. Безусловно, на освободившееся место приходят новые сотрудники. И в данный момент возникает проблема адаптации (приспособления) нового сотрудника, в процессе которого в производственной среде выявляется немало вопросов, например: нужно ли принимать работнику среду как должное и всеми силами приспосабливаться или изменять саму среду. От решения этого вопроса зависит атмосфера в коллективе, степень работоспособности сотрудников и уровень качества работы, что является весьма значимым на любом рабочем месте, а с учетом специфики деятельности органов внутренних дел – особенно [1, с.21].

Одной из причин текучести кадров среди молодых сотрудников органов внутренних дел выступает неудовлетворительная работа по изучению трудностей, с которыми сталкиваются выпускники высших учебных заведений МВД и тех путей с помощью который эти трудности преодолеваются.

Отсутствие комплексной системы обеспечения профессионального становления кадров системе МВД приводит к тому, что многие выпускники распределяются не по назначению, не получают должной поддержки и помощи на первых порах самостоятельной деятельности. В результате молодые специалисты испытывают разочарование в профессии, ощущение своей ненужности, несостоятельность, нежелание расти на службе. Положение усугубляется тем, что начинающие специалисты иногда усваивают негативный опыт и сомнительные традиции, которые гасят естественное, свойственное молодому возрасту стремление к интересной работе, изучению нового. Таким образом, процесс прохождения в должность выпускников зачастую протекает стихийно.

Трудности в период профессионального выпускников можно разделить на 3 группы:

1. индивидуально-психологического характера

Трудности, входящие в эту группу напрямую связаны со сферой самосознания молодого сотрудника. Расхождения между ожиданиями и реальной службой, завышенный уровень самооценки притязаний ставят под сомнения правильность выбора профессий. Так же может возникать несоответствие результатов деятельности планам молодого специалиста. Возникновение подобных трудностей может возникать в связи с переоценкой собственный способностей и степени подготовленности к практической деятельности.

2. социально-психологического характера, связанные с вхождением в профессиональный коллектив и межличностным взаимодействием;

3. организационно-психологического характера, связанные с освоением организационно-культурной структуры подразделения.

Определяющими условиями успешности преодоления трудностей является воспитательная деятельность субъектов адаптации, направленная на обучение конструктивным способам преодоления психологических трудностей, профессиональное воспитание и психологическую подготовку молодых сотрудников [3].

На основании различных исследований в данной сфере можно выделить наиболее эффективные стратегии для преодоления трудностей профессионального становления выпускников ВУЗов МВД [2, с.54].

  1. Использование стратегий «сохранение самообладания», «проблемный анализ».
  2. Преобладание стратегии «оптимизм», «протест», опора на стратегию «подавление эмоций» и отсутствие стратегии «агрессивность»
  3. Преобладание стратегий «альтруизм», «обращение», отсутствие использование стратегии «активное избегание», а также контроль за использованием стратегии «компенсация» со стороны руководства.

Эксперты в качестве путей повышения уровня профессиональной подготовки и преодоления трудностей профессионального становления молодых сотрудников предлагают улучшать качество занятий в системе подготовки по месту службы. По их мнению, учеба на местах должна строится с акцентом на применение методов активного обучения, основанного на практическом разборе дел оперативного учета, недостатках и упущениях оперативных комбинаций, а также на тренингах и учениях. Необходимо развивать творческие способности молодых сотрудников с помощью решений проблемных ситуаций методами экспертных оценок, «мозговых штурмов». К занятиям необходимо привлекать наставников, профессионалов, имеющих значительный опыт оперативной работы.

 

Литература

  1. Ксенофонтов А.М. Психологические аспекты профессиональной адаптации сотрудников милиции в стрессогенных условиях служебной деятельности // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2009. - № 3.
  2. Драчева Ю.В. «Психопедагогика в правоохранительных органах», -2002. -№2.
  3. Барсуков Р.М. Проблема социальной адаптации сотрудников в органах внутренних дел // Вестник Академии права и управления. - 2013. №1.
  4. Сечко Александр. Выгорание, суициды, экстремизм: психологический анализ. - Saarbrucken: LAPLAMBERT, 2015. – 98 с.
  5. Сечко А.В. Психологические аспекты аттестации военнослужащих: Учебно-методическое пособие. - М: ВУ, 2005. - 92 с.